В современном мире трудно найти человека, который бы в повседневной жизни не пользовался духами. У многих даже найдётся несколько флакончиков с ароматной водой на туалетном столике едва ли не на все случаи жизни: и для работы, и для прогулки, и даже для вечернего свидания. Туалетной водой пользуются и мужчины, и женщины, и даже дети, для которых косметические фирмы создают специальные ароматы.
Но довольно часто человек сталкивается с тем, что при всём многообразии парфюмерии он не может найти то сочетание запахов, которое с точностью бы отражало его личность. В таком случае выход один: создать собственные духи!
Предпосылки
Конечно, причиной, побудившей вас взяться за, своего рода, творчество, может быть не только отсутствие нужного сочетания запахов. Ценовая политика предполагает, что, покупая любой товар в магазине, мы доплачиваем и за его упаковку, и за производственные затраты, и за труд людей, которые его изготовили… Да за много чего мы платим, чтобы получить желаемое.
Конечно, цены на парфюмерию (особенно на брендовую) кусаются. Далеко не всех это устраивает, особенно, если на задворках сознания уже витает мысль о том, что желаемое можно не купить, а создать собственными руками, достигнув при этом результата более полного и объёмного, нежели тот, что заключён в фабричном флаконе.
Мы не говорим о том, что с первого раза у вас получится создать поистине великолепные духи, что не будет ошибок и промахов, но если, имея возможность, не пробовать – будет как-то обидно.
С чего начать
Для начала: настройте самого себя. В вашей голове не должно быть мысли о том, что создание парфюмерной воды – дело исключительно профессионалов с тонким нюхом. Вовсе нет, творцом ароматов может стать любой человек, если он чётко представляет, каким тот должен быть.
Дальше нужно приобрести необходимые материалы. Здесь речь не только об экстрактах, но и об инструментах, которые пригодятся в процессе работы. Так же необходимо ознакомиться с базовыми знаниями. Основным законом парфюмеров является наличие трёх основных составляющих в духах: «голова», «сердце» и «база». Именно в таком порядке мы будем создавать собственный неповторимый аромат своими руками.
Инструменты и материалы
Как говорилось выше, перед основной работой необходимо подготовить всё, что поможет вам в создании вашего аромата.
- Основой любых духов служит спирт. Здесь важно помнить о том, что дешёвый спирт (или водка) только испортят аромат будущей парфюмерной воды. Возьмите либо чистый спирт, либо качественную водку. Если же вас пугает возможный отголосок резкого алкогольного запаха, то можете для основы использовать масло из оливок или жожоба – они не имеют ярко выраженного аромата.
- Чистая вода. В самом прямом смысле – чистая! Либо дистиллированная, либо ключевая, так как любая водопроводная примесь может дать неожиданный (не всегда приятный) аромат.
- Глицерин. Совсем немного для того, чтобы придать аромату устойчивости.
- Натуральные цельные либо перемолотые зёрна кофе. Во-первых, они перебивают любой аромат, коих в работе вы будете слышать немеренно, и чтобы они не смешивались в носу, необходим довольно резкий запах, который «выветрит» их. Во-вторых, кофе – хороший фильтрат, отсеивающий ненужные крупицы аромата из общей картины.
- Эфирные масла, которые продаются в любой аптеке. Выбирать их следует с учётом того запаха, который в конечном счёте вы хотите получить.
- Обязательно под рукой должна быть ручка и тетрадь для записей, где вы будете фиксировать каждый этап своей работы и последовательность добавления ингредиентов. Это позволит исправить возможные погрешности или повторить весь процесс в случае удовлетворения результатом.
- Несколько обычных пипеток. С помощью них вы будете отмеривать необходимое количество капель масла на разных этапах работы. Несколько – чтобы не промывать каждый раз инструмент от того или иного запаха.
- Бумажные полоски, как тестеры в магазинах парфюмерии и косметики. Вполне подойдёт и тетрадный лист, и альбомный. Они нужны для нанесения и хранения на них полученных образцов.
- Несколько флаконов из непрозрачного стекла или керамики с плотно прилегающей к горлышку крышкой для хранения духов.
Теперь, когда все материалы у вас есть под рукой, можно приступать к созданию собственных прекрасных духов.
Процесс — теория
Вспоминаем о правиле трёх составляющих: «голова», «сердце» и «база». Поскольку вы начинающий парфюмер, для первого опыта советуем использовать три эфирных масла в общеизвестной пропорции 1:2:3 (1 капля для «головы», 2 – для «сердца», 3 – для «базы»). Конечно, в туалетной воде на полках парфюмерных магазинов смешаны десятки компонентов, но для азов будет достаточно трёх.
Стоит отметить, что для каждой составляющей есть определённый перечень подходящих ароматов (таблица ароматов), найти которые можно в свободном доступе в интернете. Прежде чем начинать сочетать ароматы, советуем ознакомиться с подобными таблицами.
- «Голова» – самые летучие эфирные масла, аромат которых выветривается через 5-30 минут после нанесения духов на кожу. Здесь можно использовать масла цитрусовых, мяты, бергамота, вербены.
- «Сердце» – соответственно, менее летучие масла, запах которых пропадает в течение 12-24 часов. Из-за этой разницы во времени вы часто можете ощущать, что к вечеру аромат, витающий вокруг вас, существенно изменился. Сюда входят: довольно пахучие цветы (герань, лаванда, шалфей, тимьян).
- «База» – самые устойчивые масла, запах которых остаётся дурманящим послевкусием после исчезновения «сердца». Можно брать: ваниль, роза, восточные пряности, мирра.
Процесс – практика
- Берём те самые полоски бумаги, которые нарезали заранее, и пипеткой (желательно для каждого аромата отдельной) наносим на них по одной капле эфирного масла. Для удобства помечайте полоски простым карандашом – он не даёт запаха в отличие от ручек.
- Переберите как можно больше возможных сочетаний различных запахов для «сердца» (оно создаётся в первую очередь), поднося бумажки по 1-2 к носу (обязательно перебивайте ароматы кофем). После того, как подобранное сочетание ароматов устраивает вас полностью, переходите к его закреплению в основе.
- Для начала высчитываем необходимое количество: 3 части эфирных масел на 7 частей основы. Поскольку у нас есть 6 капель эфирного масла на 3 части, следовательно, для основы нужно 14 капель. Из этой пропорции получится совсем небольшое количество готового продукта, но вполне сойдёт для пробника. Дальше, применяя ту же пропорцию, вы можете приготовить флакон побольше.
- Далее смешиваем подобранные эфирные масла (1:2:3) и добавляем их в вещество, выбранное для основы (спирт или масло в заданной в п.3 пропорции), и вымешиваем до однородной массы. Отставляем в тёмное прохладное место отстаиваться на пару суток (не используйте холодильник!).
- Затем в настоявшуюся смесь добавляем воду (на 40 мл основы – 1 столовая ложка) и пару-тройку капель глицерина, перемешиваем и снова отставляем на пару суток.
- Всё, ваши духи готовы! Не забывайте о том, что хранить их следует в закрытой тёмной посуде: так запах не будет выветриваться.
Создание духов своими руками – процесс очень увлекательный. После первого же удачного эксперимента вам захочется повторить собственный успех, и вы с удовольствием будете открывать для себя всё больше новых и необычных сочетаний ароматов.
К тому же такое увлечение может иметь и практическую ценность. Кроме сэкономленных денег и, не побоимся этого слова, эксклюзивного аромата, вы можете радовать своих близких оригинальными подарками на различные праздники, подбирая ароматы в соответствии с их вкусами и пожеланиями.
Творите, ведь не только профессионалам дано тонкое чувство прекрасного!
Видео: как сделать твердые духи
Казалось бы, зачем заказывать аромат и пользоваться услугами парфюмера, если на полках магазинов стоят сотни и тысячи различных духов – заходи и выбирай любой. И, тем не менее, ценителей этой услуги у нашего ателье с каждым годом становится все больше и больше. Что ими движет? Конечно же, любовь 🙂
Любовь к оригинальным вещам, которых не встретишь в первом попавшемся магазине.
Любовь к искусству и жгучее желание обладать его лучшими произведениями.
Любовь к людям и истинное восхищение их талантами и изделиями ручного труда.
А еще, любовь к глубоким многогранным ароматам, которые просто невозможно получить искусственным синтетическим путем в химической лаборатории. Также разработку индивидуальных парфюмов заказывают в тех случаях, когда хотят скорректировать свои отношения с миром и самим собой.
Ведь натуральные ароматы – лучшие скульпторы человеческих чувств. Они тонко регулируют наши эмоции, благодаря чему меняются наши реакции на происходящее и качество жизни в целом.
Хотите создать аромат, который наполнит вас спокойствием и умиротворенностью? Или, наоборот, придаст вам бодрости и сил? А, может, вы хотите духи, которые будут каждый день вдохновлять вас на новые подвиги?
По вашему заказу воспроизведет тот аромат, который нужен именно вам. И другого такого не будет больше ни у кого в мире. Как нет в мире другой такой же, как вы, личности.
В нашем ателье, вы можете создать свои индивидуальные духи, как присутствуя лично, так и дистанционно. Каким образом осуществить задуманное, мы постарались описать для вас ниже:
Как будет происходить изготовление вашего личного аромата
Разработка уникального аромата на заказ происходит в несколько этапов, и предполагает совместное творчество заказчика и парфюмера. Процесс будет легким, приятным и вдохновенным. Вы вспомните милые вашему сердцу события, поделитесь своими чувствами и желаниями.
Ваши индивидуальные духи рождаются из личной истории, а о том, как выразить ее и презентовать в вашем персональном аромате, позаботится мастер парфюмерного искусства. Просто помните об этом во время общения с парфюмером, и тогда результат превзойдет все ваши ожидания. А теперь давайте подробнее пройдемся по всем этапам.
Личное присутствие в ателье при создании индивидуальных духов
Знакомство
Мы согласованно назначаем удобную для вас дату и время встречи, вы приезжаете к нам в гости в ателье, где неспешно беседуем, пьем чай, дегустируем коллекцию ароматов и определяем ваши . Далее рисуем общую концепцию и образ будущего парфюма.
Таким образом, вместе с парфюмером вы шаг за шагом проясните свои собственные желания и параллельно придете к пониманию, какие ноты должны присутствовать в вашем парфюме обязательно, а каких не должно быть вовсе.
Тут важно помнить, что ароматов на все случаи жизни не бывает, поэтому будьте готовы расставить хотя бы минимальные приоритеты. Какой аромат вы хотите получить: бодрящий или успокаивающий, дневной или вечерний, насыщенный или едва уловимый? Подумать об этом необходимо заранее.
На этом предварительная работа заканчивается, и мы переходим к следующему шагу.
Разработка формулы вашей будущей композиции и создание тестовых образцов
В течение нескольких недель наш парфюмер будет работать над вашим заказом, создавая личный парфюм, максимально соответствующий вашему запросу. В итоге вы получите 5 тестовых ароматов, из которых вам будет необходимо выбрать тот, который лучше всего соотносится с вашими чувствами и желаниями. Но это вы уже будете делать на следующем этапе.
Примерка
Поскольку сложные ароматы раскрывают свой букет постепенно в течение нескольких часов, то в полной мере оценить их потенциал можно только «пожив» с ними какое-то время.
Мы рекомендуем отводить не менее одного дня на примерку каждой парфюмерной композиции. Таким образом, у вас будет возможность понаблюдать и ощутить все стадии раскрытия аромата, и понять, насколько хорошо он «раскрывается» именно на вашей коже. Ведь натуральный парфюм звучит немного иначе, чем синтетический.
После тщательной примерки всех ароматов вы выбираете тот, который нравится вам больше всего. Если он подходит вам идеально, отлично! Если же в целом аромат вам нравится, но есть дополнительные пожелания (добавить интенсивности, убрать лишнюю сладость и т.п.), обязательно расскажите о них нашему парфюмеру и формула будет доработана.
Изготовление личного парфюма на основе выбранного вами тестового образца
Теперь, когда вы определились с предпочтением, парфюмер создаст на основе вашего выбора индивидуальные духи: твердые, масляные или на спиртовой основе. А получить их вы сможете после того, как композиция полностью «созреет». Срок «созревания аромата» — 1 месяц.
В исключительных случаях заказ можно забрать раньше. Например, если вы заказывали создание духов в подарок и они нужны вам к какой-то определенной дате. Тогда подаренный вами парфюм будет дозревать уже у своего владельца, о чем вам стоит его предупредить.
Дистанционная работа по созданию индивидуального аромата
Мы познакомимся с вами и пообщаемся по скайпу, телефону или другому удобному для вас носителю дистанционной связи. В процессе общения постараемся определить то, что вам нравится, и каким должен быть ваш будущий аромат.
После этого, вас попросят написать эссе о вашем будущем аромате (небольшая анкета, которую вы заполняете, вдумчиво отвечая на вопросы, в конце описываете образ вашего аромата, как вы его представляете, какие чувства должен вызывать, какие задачи будет выполнять и т.д.)
Далее, все этапы происходят идентично, описанным выше, как и при личной встрече. Согласно вашему запросу, и учитывая предпочтения, разрабатываются тестовые образцы. После чего, они высылаются вам почтой или с курьером для «примерки». Когда вы будете готовы и определите самую лучшую версию тестового образца, сообщите об этом нам, эта формула будет взята в основу будущей композиции.
Готовые духи мы вручаем вам лично в руки в нашем ателье или отправляем по почте, или с курьером. Выбирайте, как будет удобнее.
Сколько времени занимает разработка эксклюзивных персональных духов
Первый этап знакомства, подготовки и разработки тестов занимает в среднем около 2-3 недель. Далее, на «примерку» аромата отводится от 1 до 2 недель. И сам процесс «созревания» парфюма длится до 1 месяца.
Итак, в общей сложности на разработку индивидуального аромата уходит примерно 1,5 -2 месяца.
Иногда, когда очень нужно срочно, мы можем работать с вами день в день, и вы сразу забираете с собой готовую композицию, а «созревает» она уже у вас, или того человека, кому предназначается подарок (например, если вы проездом в Москве и у вас только один день, вы можете договориться встретиться с нашим парфюмером заранее, или вы хотите поздравить близкого человека, но по какой-то причине, у него нет возможности посетить наше ателье, вы, зная его предпочтения, сможете сами поучаствовать в процессе создания аромата).
Иногда процесс может длиться дольше. Кому-то нужно больше времени на знакомство с ароматами, а кто-то желает добавить в свой парфюм какой-то редкий необычный ингредиент, на поиск и доставку которого необходимо дополнительное время. Но поверьте, результат того стоит.
Готовый авторский аромат вы получаете в красивой деревянной шкатулке с именной надписью на флаконе и сертификатом подлинности аромата. В сертификате описано для кого созданы духи, когда и кем созданы, пирамида аромата и название.
Все формулы духов бережно хранятся в нашем ателье, и при желании заказчик в любой момент может сделать новый заказ своего аромата.
В нашей коллекции есть эксклюзивные флаконы, которые вы можете заказать за отдельную плату.
АННОТАЦИЯ
Целью данной работы является:
Приобретение исследовательских умений и навыков;
Углубление знаний о парфюмерии
Гипотеза исследования:
Духи –заключительный штрих в создании образа, они представляют бесконечные возможности и помогают приобрести свой стиль.
Направление исследуемой темы:
косметологияЭтапы исследования:
знакомство с историей ароматов;
Как создаются духи;
Классификация ароматов;
Выбор духов.
Методика исследования:
Поисково-аналитический метод;
Сопоставительно-сравнительный метод.
ВВЕДЕНИЕ
Слово «парфюмерия» пришло в русский язык из французского. В буквальном переводе оно означает «средство для ароматизации воздуха путем дымления» (первыми духами были благовония). О том, что запахи могут влиять на человека было известно давно.
Применять душистые вещества, бросая их в костер, начали наши далекие предки еще в каменном веке, поклоняясь огню и дыму. Значительно позже, уже в наши дни, ученые доказали, что вдыхание душистых веществ оказывает на человека весьма значительное физиологическое воздействие.
С другой стороны, «духи – одно из средств молчаливого взаимопонимания»,- говорят лирики. А химики утверждают, что духи – это смесь сложных эфиров, альдегидов и спиртов насыщенного, ненасыщенног и ароматических рядов. Модельеры же уточняют, что духи – это рафинированное дополнение, которое раскрывает умение женщины одеваться. Кто же прав?
Попробую разобраться…
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
Даже в самом большом специализированном магазине невозможно одновременно собрать весь ассортимент парфюмерии. По данным статистики в СНГ ежегодно производится более 1200 наименований парфюмерно-косметической продукции, в том числе духов более 650 наименований.
Во Франции в 1880 году был создан банк данных в области парфюмерии. В его каталоге насчитывается более 8000 названий духов. Из них свыше 6000 создано во Франции и 2000 в других странах. Считается также, что примерно еще около 2000 названий духов осталось неохваченными.
КАК СОЗДАЮТСЯ ДУХИ
Для создания запахов парфюмеры пользуются огромным ассортиментом душистого сырья – всего более 6000 наименований. Душистые вещества содержатся в растениях в виде маленьких капелек в особых клетках. Они встречаются не только в цветах, но и в листьях, кожуре плодов и иногда даже в древесине.
Если сжимать кожуру апельсина или мандарина над пламенем, то из нее выдавливаются мельчайшие струйки жидкости, которые с треском вспыхивают. Это благоухающие пары эфирных масел. То, что их называют маслами, не должно вводить в заблуждение. С подсолнечным, кукурузным, льняным маслом, то есть с жирами, эти вещества не имеют ничего общего. Эфирные масла – это сложные смеси душистых органических соединений самых разных типов. Среди них встречаются сложные эфиры, альдегиды, спирты.
Рассмотрим главные виды парфюмерного сырья.
ЖАСМИН
Родина жасмина – Персия и Кашмир. Сейчас он выращивается для нужд парфюмерной промышленности повсюду. Парфюмерии он придает благоухающий, насыщенный аромат. Жасмин входит практически во все духи высокого класса.
РОЗА
Используется как самостоятельно (розовое масло), так и для создания парфюмерных композиций. Французские парфюмеры наиболее высоко ценят розы, растущие вблизи города Грасса, а также в Долине роз (Болгария). В отличие от жасмина, собираемого на рассвете, лепестки роз собирают ночью, когда запах достигает наибольшей густоты.
ЛАВАНДА
Придает духам тонкий и свежий аромат. Один из представителей семейства лавандовых
– пачули - используется для создания духов восточного направления. Родина пачули – Бенгалия. Экстракт получают из листьев и стеблей этого растения.ФЛЕРДОРАНЖ
Это цветы апельсинового дерева. Часто добавляется для создания насыщенного сладкого аромата.
БЕРГАМОТ
Масло, полученное из его плодов, придает парфюмерии особый освежающий аромат. Это маленькое дерево растет только в Калабрии – местности на юге Италии. Химикам удалось создать его аналоги. И теперь этот продукт получают синтетическим путем.
КЕДР
Древесина кедра используется для получения масла, которое придает парфюмерии древесную «зеленую» ноту, а также это масло используется как фиксатор запахов.
ГВОЗДИКА
Эфирное масло, получаемое из почек этого растения, является важной добавкой для создания духов восточного направления.
САНДАЛ
Его способность долго удерживать аромат используется во многих композициях. Имеет экзотический запах. Это дерево распространено в Индии и Австралии.
ИЛАНГ – ИЛАНГ
Широко применяется в парфюмерии благодаря нежному и изысканному аромату.
ВЕТИВЕР
Обладает тяжелым и густым запахом. Используется, главным образом, как фиксатор.
Широко также используются парфюмерами
ТМИН, ГЕРАНЬ, МЯТА, АНИС, АЗАЛИЯ, ДУБОВЫЙ МОХ…Эфирные масла трудно растворяются в воде, но легко в спирте. Поэтому спирт в больших количествах применяется в парфюмерной промышленности. Эфирные масла получают путем
экстракции их из растений спиртом или другими растворителями.Самые ценные душистые вещества получают другим способом. Он называется
АНФЛЕРАЖ.В закрытой камере размещают твердый животный жир и растение слоями. Через некоторое время цветы заменяют новыми, чтобы жир хорошо насытился эфирным маслом.
Такой способ используют, например, для извлечения масел из цветков жасмина и туберозы. Затем душистые эфирные масла извлекаются из жира спиртом.
МУСКУС, ЦИБЕТ, АМБРА –
вещества животного происхождения, известные в древности как средства, услаждающие обоняние. Сейчас используются только для обогащения парфюмерных композиций.АМБРА
Специальное воскоподобное вещество. Раньше получали только при разделке китов-кашалотов.
ЦИБЕТ
Выделение желез обитательницы Северной Африки - цибетовой кошки.
МУСКУС
Специально приготовленный препарат из желез мускусного быка (кабарги). Он, по утверждению парфюмеров, обладает способностью придавать духам утонченность и возбуждать обоняние. Кроме того, влияя на центральную нервную систему человека, мускус и амбра обостряют чувствительность, увеличивают продолжительность восприятия запахов.
Душистые вещества животного происхождения ценны еще и потому, что они устанавливают гармонию между запахами духов и кожи человека, служат как бы посредниками между ними.
Фундаментом современной парфюмерии служит химическая промышленность. Среди синтетических душистых веществ особое место занимают альдегиды и спирты. Они имеют характерный свежий запах. На основе этих соединений парфюмеры создали множество композиций. Например, французские духи «Шанель № 5», «Суар де Пари» своим ароматом обязаны именно этим соединениям. Если бы не было синтетических душистых веществ, то парфюмерия так бы и осталась на уровне средневековой алхимии. Да и получать многие нужные натуральные компоненты с каждым годом становится все труднее. Так, чтобы добыть всего 1 кг розового масла надо собрать 2 тонны нежных лепестков роз. А чтобы выжать, например, масло из ириса необходимо дубить его корни 2 года. Так же и с другими видами сырья, которые успешно научились синтезировать химики-органики. Но полностью заменить естественные душистые вещества нельзя. Только сочетание естественных и синтетических душистых веществ дает возможность создать такие духи, которые по праву можно назвать произведением парфюмерного искусства, в которое вложен опыт, тонкое чутье и многие месяцы работы парфюмера.
КЛАССИФИКАЦИЯ АРОМАТОВ
Всю парфюмерию, если говорить о характере запаха, можно условно разделить на 2 категории.
АЛЬДЕГИДНАЯ ГРУППА
Альдегиды жирного ряда – соединения, обладающие плодово-цветочным запахом, с примесью острого «жирного» оттенка, который в сочетании с другими запахами образует изумительные композиции.
Датой рождения первой такой композиции считается 5 мая 1921 года. В этот день на демонстрации мод дома Шанель были представлены духи, которые по заказу подготовил химик и парфюмер Эрнест Бо в пронумерованных флаконах. Коко Шанель остановила свой выбор на номере 5. Это было ее любимое число. Так, по воле случая родились легендарные духи «Шанель № 5».
ШИПРОВАЯ ГРУППА
Аромат напоминает запахи леса. «Шипр» - классические духи фирмы «Коти», разработаны в 1917 году, они и дали название этой группе. Составляющие аромата: дубовый мох, ветивер, сандал, пачули, бергамот, роза, мускус.
ВОСТОЧНАЯ ГРУППА
Аромат основан на запахе специй и тропических цветов, резкий и жаркий. Типичные представители – духи «Фиджи» и «Чарли» (французские).
Создавая эти запахи, парфюмеры творят, выдумывают, экспериментируют. Подобно композитору, они из разных нот-запахов создают гармоничные сочетания ароматов, которые ничем не отличаются от запаха сирени, фиалки, ландыша, жасмина. Но опытный парфюмер никогда не копирует запах в точности. Этот запах – не сам цветок, а его художественное преобразование. Ощущение от запаха бывает более ярким и глубоким, чем аромат отдельного цветка или букета.
Композитор Скрябин первый обратил внимание на сходство труда музыканта и парфюмера. Существует специальная таблица, по которой запахи можно записывать с помощью нот. Так, например, нота «ре» первой октавы означает запах фиалки, а «до» четвертой – ананаса.
НОТЫ АРОМАТОВ
Итак, сочетание нот ароматов создает их «мелодию». Ноты раскрываются со временем: первыми проявляют себя верхние ноты, которые производят первое впечатление об аромате, затем мы «слышим» более глубокие ноты сердца, а в результате на коже остаются базовые ноты. Не стоит выбирать аромат, ориентируясь только на верхние ноты. Дайте ему время показать себя. Базовые ноты проявляются последними, но именно они определяют характер аромата.
ВЕРХНИЕ НОТЫ (ГОЛОВНЫЕ) – 5 МИН
УТВоспринимаются сразу после нанесения
Создают первое впечатление об аромате
Содержат сильно ароматизированные компоненты, которые очень летучи и быстро испаряются
ЦИТРУС, ИМБИРЬ
СРЕДНИЕ НОТЫ (НОТЫ СЕРДЦА) – 3 ЧАСА
Воспринимаются обонянием, когда рассеиваются верхние нот
Имеют более мягкий аромат
Проявляются от 2-х минут до 1 часа после нанесения
ЛАВАНДА, РОЗА, ЖАСМИН
БАЗОВЫЕ НОТЫ – 24 ЧАСА
Воспринимаются обонянием через 30 минут после нанесения
Состоят из нот, которые часто являются фиксаторами, удерживающими и усиливающими более легкие верхние и средние ноты
КЛАССИФИКАЦИЯ АРОМАТОВ
Она нужна для того, чтобы описать аромат и определить
Концентрацию парфюмерных масел
Ноты парфюмерной композиции
Различия в интенсивности и стойкости ароматов зависят от содержания или концентрации парфюмерных масел. Эти масла также называют «соком» (см. таблицу 1)
Таблица 1
№ п/п
наименование
обозначение
концентрация «сока»,
%Духи – PARFUM
Парфюмерная вода – EAU DE PARFUM
EDP
10-20
Туалетная вода – EAU DE TOILETTE
EDT
8-10
Одеколон – EAU DE COLOQNE
EDC
3-8
Лосьон - LOTION EAU
LE
Чем выше концентрация масел, тем дольше сохраняется аромат.
Уловить все тонкости букета могут лишь специалисты-дегустаторы, люди, наделенные обонятельной памятью. Во время дегустации каждый дегустатор получает несколько полосок специальной бумаги, смоченной духами…
Но не только парфюмеры и дегустаторы определяют окончательную судьбу нового изделия, нужно еще придумать название и оформление.
Каждое время создает свою парфюмерию. Еще несколько лет назад в моде были ароматы восточного направления, но сейчас, отдавая дань нашей тяге к живой природе, все больше симпатий завоевывают духи, основанные на природных легких запахах. Так ли это? Приведу данные выбора ароматов ученицами 10 класса моей школы (табл. 2)
Таблица 2
№ п/п
ИМЯ УЧЕНИЦЫ
АЛЬДЕГИДНАЯ
ШИПРОВАЯ
ВОСТОЧНАЯ
Динара
Асия
Мария
Алина
Анастасия
Динара
По результатам опроса видно, что 2 девочки выбрали духи пряные. Ведь именно такие больше всего «идут» девушкам со смуглой кожей и темными волосами!
Блондинкам же к «лицу» духи с запахом цветов: еще 2 девочки-блондинки выбрали духи альдегидной группы.
Духи шипровой группы выбрали 2 девочки – им понравился запах зелени.
ВЫВОД:
Каждой девушке должен сопутствовать ее собственный уникальный арома т, связанный с ее личностью, создающий воспоминания о ней в ее отсутствие.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
«Составление парфюмерной композиции»
Цель работы: создать собственный «парфюм», придумать название.
Материалы и приспособления: эфирные масла, спирт, бокал для смешивания, пипетка, пробирка.
ХОД РАБОТЫ
Основной секрет человека, создающего ароматы – это не острое обоняние, а творческое, эмоциональное восприятие запахов. Как художник владеет красками, так и парфюмер должен знать тот материал, с которым он работает. Поэтому, прежде чем приступить к составлению парфюмерной композиции, необходимо:
- развить свою обонятельную память . На это может уйти время (от 1 дня до нескольких недель), для того, чтобы безошибочно узнавать любое из ваших эфирных масел;
- творчески охарактеризовать ароматы и зафиксировать их в своей памяти;
- составление парфюмерной композиции.
В идеале духи должны содержать эфиры всех трех нот. Вначале создается сердце будущего аромата, в котором и проявляется оригинальное видение парфюмера, затем на сердце накладывается база, подчеркивающая основное направление духов и, в последнюю очередь, добавляются верхние ноты.
Составление композиции
Выбор направления
Создание ноты «сердца»
Создание базовой ноты
Создание верхней ноты
Составление формулы.
Имя аромата
Например, я создаю духи цветочного направления, концентрация эфирных масел 20-25% (парфюмерная вода). На 5 мл духов нужно 1 мл эфирных масел (это 20 капель). Пропорция капель: 1 («верх») : 2 («сердце») : 3 («база»). Следовательно:
Верх 3 капли - сандал, пачули, ваниль
Сердце 7 капель - жасмин, роза, корица, шалфей, мускат, кориандр, иланг-иланг
База 10 капель грейпфрут(6), апельсин(3), бергамот(1)
Формула духов нужна для соблюдения концентрации, гармоничного звучания и возможной работы над ошибками.
Начинаем смешивать по капле. Все изменения и добавления вносим в формулу.
«Алина»- вот название моих духов. Они резковатые, но легкие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
-«В любую минуту жизни меня сопровождают духи… Я скорее забуду очки или ключ, чем выйду из дому, не надушившись…» (Катрин Денев);
-«Духи – это та же одежда» (Коко Шанель);
-«Пройдет время, и вы забудете, во что была одета женщина, но запах ее духов надолго останется в вашей памяти» (Кристиан Диор);
-«Духи – главное. Это – автограф личности» (Палома Пикассо).
Подведены итоги исследования, но не следует забывать, что время быстротечно, меняется образ жизни, меняемся мы, меняется мода… Изготовленные мной духи всецело олицетворяют мою личность и я научилась создавать по- настоящему необычный аромат.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Фридман Р.А. «Парфюмерия и косметика», Москва, 1976
«Справочник по косметике», Москва, 1975
Сикорская С.В., Бельченко Е.Н., «Парфюмерия без секретов», Москва, 1991
Бубличенко М.М. «Что должна знать каждая женщина», Ростов-на-Дону, 2005
ИНТЕРНЕТ – САЙТЫ
www . Butik . ru
www.A-Z. ru
www . Woman . ru
ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ
Ученица 10 класса Кужагельдина Алина заинтересовалась духами как главной продукцией парфюмерного производства. Поэтому она решила углубить свои знания, исследуя процесс создания ароматов.
Тема ее научно-исследовательской работы актуальна, т. к. успехи химии, микробиологии, генетики растений расширяют список исходных материалов для создания духов нового поколения и Алина может создавать необычные ароматы, подчеркивающие ее индивидуальность.
Работа Алины оформлена в соответствии с основными требованиями.
Цель сформулирована верно, она достигнута. Алина открыла для себя новые знания, приобрела исследовательские умения и навыки.
Чтобы создать собственные духи, Яна отправилась в Монако, в город Из, в мастерские Galimard. Как это было и что из этого вышло?
Вся эта история — доказательство того, что если у тебя есть мысль и ты ее время от времени думаешь, то рано или поздно жизнь как-нибудь — с виду вроде случайно — обернется, изобразит сальте-мортале — и вуаля. И твоя мысль уже не мысль, а билет с датой вылета.
И совершенно необязательно, чтобы это была какая-то Великая&Возвышенная Мечта. На бытовом уровне это тоже работает. Вот иметь bespoke-духи и поучаствовать в их строительстве Великой Мечтой назвать трудно. Просто столько раз об этом писалось (мной же), что иногда думалось как-то так в режиме «а было бы здорово». Ну и в итоге — однажды в Москве представительство по туризму Монако приглашает меня на обед, и хотя я жестоко опаздываю и ничего не успеваю, и вообще сыта и на диете, — иду. И за столом после разговора о погоде возникает разговор о духах (кажется, на мне, как всегда, Diptyque L’ombre danc l’eau, и все, как всегда, спрашивают, что это), и постепенно он сужается до того, что в Грассе и в Изе есть фабрики Фрагонар, Молинар и Галимар, и там есть такое развлечение для туристов, ах, как интересно, а не хочу ли я, а отчего же не, очень даже хочу.
И спустя примерно полгода после этого меня в аэропорту Ниццы ждет вертолет, чтобы отвезти в Монако, и с вертолетной площадки доставить в отель Monte-Carlo Bay в номер с видом на море.
А днем позже из отеля — в городишко Из, где я уже раза три в жизни была, и всякий раз пребывала в восторге от красот, и знала, что там находится что-то вроде филиала Грасской фабрики Galimard . Но ни разу туда не заходила. Видимо, предчувствуя, что будет еще отдельный повод:)
Маленькое здание справа от главной и единственной площади Иза, где паркуются все автобусы и выгружаются все туристы
Внутри — магазин, где продают ароматы, мыла и прочие душистые снадобья Galimard. Торговля идет бойко, чтобы не сказать буйно — народ толпится у прилавков и сметает все.
Я провела тут около 5 часов, и всякий раз, выходя в торговый зал, видела толпу жаждущих заполучить «что-нибудь от Galimard»
От покупки чего-нибудь вот такого арома-мыльно-свечно-мимимишного сама удержалась чудом, напомнив себе, сколько и чего стоит/лежит у меня в ванной комнате
А тут рука-таки тянулась к кошельку. Мимо мыльных сердец я легко могу пройти, но испытываю ностальгическую, видимо, слабость к честным брускам.
И это, конечно, тоже очень красиво. Прованс такой Прованс
Кроме магазина, тут есть музей. Он небольшой и не то чтобы очень выдающийся — Музей парфюмерии в Грассе побольше, понаряднее и поразностороннее. Там в принципе речь идет обо всех ароматах, а здесь — в основном об ароматах отца-основателя Жана де Галимара, который в 1747 году создал в Грассе парфюмерный дом Parfumerie Galimard и принялся снабжать французский королевский двор оливковым маслом, помадами и духами. (В те милые времена, когда цирюльники заодно попутно всем желающим драли зубы, все это отлично умещалось в один бизнес-проект. Ну и не надо забывать, что вся парфюмерия возникла по одной причине — забить запахи кожевенного производства, и чтобы перчатки, которые мушкетеры швыряли друг другу в лица каждый божий день, сносно пахли, ну и вообще, в отсутствие канализации, водопровода и горячей воды надо было как-то спасаться от амбре.)
Тем не менее, в музейчике можно увидеть много всякого занятного.
Например, медные чаны для дистилляции и перегонки в натуральную величину. Принцип примерно тот же, что у самогонного аппарата, насколько я понимаю в самогоноварении:)
Флакончики и пудреницы 18 века. Выбор бьюти-блогеров эпохи Короля-Солнце))
И еще пара милейших образчиков. Вот эти штуки, в отличие от мыла, я бы купила. Но они, в отличие от мыла же, не продавались.
Насколько аутентичны эти разноцветные колбы, я так и не поняла. Но красиво! #амылюбимвсекрасивое
В целом, как я уже сказала, музейчик маленький. Но если вы будете в Изе, советую зайти.
Но главная цель поездки была, конечно, составление собственных духов. Для этих целей в Galimard выделена отдельная комната, похожая на школьный класс по какой-нибудь химии. Там стоят парты, оборудованные подобием парфюмерных органов. Парфюмерный орган — это, грубо говоря, много полок, где стоит много флакончиков, в которых разлито много жидкостей.
Если бы я не была в настоящих парф-лабораториях, я бы не использовала слово «подобие». Но поскольку я видела, как выглядит орган парфюмера Элизабет Дуаен (см. в конце поста ), орган Бертрана Дюшофура и орган Френсиса Куркджана, то понимала, что эти органы — учебные. Причем для первоклассников.
И это правильно. В настоящем органе любой турист-чайник тут же утонет, заплачет и скажет, что никакие духи ему не нужны.
Моя парта и учебный орган
Пока я оглядывалась и принюхивалась, в класс зашла моя «училка» — парфюмер Galimard, который должен помогать мне делать духи.
Девушка показалась мне милой и подозрительно-отдаленно-знакомой, но я, не вдаваясь в эти мимолетные ощущения, кажется, даже успела вежливо сообщить, что «Аншанте, же сви ЯнА». И собиралась быстренько сползти на гораздо более понятный мне английский — но тут она на чистом русском сказала, что ее зовут Анна Агурина.
И через пять минут мы выяснили, что до того, как стать парфюмером в Galimard, она работала в Москве бренд-менеджером в компании Puig, у которой в портфолио парфюмерные бренды Prada, Comme des Garcons, Nina Ricci, Carolina Herrera и Paco Rabbane. А потом, влюбившись в это дело окончательно, посупила в GIP — Грасский институт парфюмерии — и, закончив его, получила предложение от Galimard. И что мы наверняка виделись — не могли не видеться — раньше, но, видимо, по касательной. И что вообще жизнь совершенно удивительная штука.
Конечно, шансы на успех этого мероприятия по составлению моих духов тут же резко возросли. Одно дело объяснять что-то про себя чужому человеку на чужом языке, — и совсем другое дело говорить с человеком, с которым у тебя примерно 200 общих друзей в Facebook.
Придя в себя от восторга и шока, мы с Аней все-таки решили заняться духами
Ну и мы, такие слегка обе ошарашенные, начали.
Аня спросила, какие ароматы мне нравятся. И тут же загнала меня в панику. У меня с ароматами — как с книжками: если вы читали десять, то любимая у вас одна. А если сто тысяч, то с ответом на вопрос «назовите вашу любимую» неизбежно возникнут проблемы. Но я понимала, что стоит мне вдаться в эти парф-подробности и углубиться в парф-дебри, то мы никогда ничего не смастерим.
Поэтому назвала первые, которые вспомнила. Тот самый пыльно-горько-смородиновый , конечно, и к нему в довесок — первый , так как, по моим представлениям, они родственники.
Потом, немного подумав, добавила приторную . И потом, еще немного подумав — бархатный меланхоличный Serge Lutens Sarrasins и Tom Ford Velvet Gardenia. (И вспомнила детский стишок «Мы ходили по Неглинной, завернули на бульвар, мне купили синий-синий, презеленый красный шар.» И еще почувствовала себя предательницей по отношению к остальным, которые ношу, люблю, читаю и перечитываю.)
Аню, как ни странно, такая эклектика не удивила. Ну подумаешь, какая беда, что клиенту нравится одновременно что-то сладкое, кислое, горькое и соленое:)) Она спросила, надо ли мне объяснять что такое базовые ноты, ноты сердца и топовые ноты, или мы сразу перейдем к делу? Я сказала, что, пожалуй, перейдем:)
Ну мы и перешли. Оказалось, на нижней полке моего органа стоят ингредиенты, из которых делают базу. Еще их можно опознать по наклейкам на флаконах.
Юбочки, кофточки, мордочки — детский сад, младшая группа. А с другой стороны, как вы еще объясните туристу, почему сначала берутся те флаконы, что стоят на нижней полке, а потом — те, что стоят на верхней, и, главное, заставите его поставить каждый флакон на свое место?..
На базовых наклеены шортики или юбочка. (Шортики — на традиционно мужских базах, вроде сандала. Юбочки — на женских, вроде амбры.)
На флаконах с центральными нотами сердца наклеены либо женская маечка, либо мужская.
На топовых — усы или девичий лик.
Плюс к этому, наклейки различаются по цвету. Цитрусовые, фруктовые, животные, древесные, морские — примерно как-то так. То есть у нас даже не средняя школа первый класс, а детский сад младшая группа:)
Все эссенции тут уже адаптированы под ольфактивно-неподготовленного клиента. Потому что на самом деле в чистом виде амбра, и мускус, и ладан, и абсолю розы, и абсолю жасмина пахнут вовсе не носоприятно. В этих флаконах они все разбавлены алкоголем до рабочей концентрации. Но не стоит думать, что раз они разбавлены, то в итоге мы получим какой-то компотик. Концентрация финального аромата вполне достойная — Eau de Parfum.
Если объяснять в понятных всем кулинарных терминах, то это — такие полуфабрикаты, которые поварята уже отбили-замариновали-присолили — и подготовили до той стадии, когда придет шеф-повар и изваяет шедевр.
Амбра — зеленая юбочка:) Что тут непонятного?:))
Это — женская половина органа. Присмотревшись, можно понять, из чего обычно делают духи «для Нее».
Справа от моей парты находится еще один стол — с флакончиками поменьше. В них более концентрированные и более дорогие ингредиенты. Аня объяснила, что необходимость их использования зависит от искушенности клиента и его платежеспособности.
Есть две опции: создание аромата за 200 евро, и за 500. Это обговаривается заранее. Если хотите уложиться в 200, парфюмер не станет предлагать что-то, выходящее за рамки вашей парты. Если 500 — ваш лимит практически не ограничен. Мы с Аней решили, что мой — не ограничен:)
Этих ингредиентов достаточно добавлять по капле, чтобы изменить картинку мира
Но на самом деле вовсе не всегда использование дорогих ингредиентов так уж решительно необходимо, чтобы вы получили то, что хотите получить. Аня работает парфюмером в Galimard около года и пришла к выводу, что «дорого» — не всегда «то, что нужно клиенту». Например, ей интересно и весело работать с детьми. Им тоже иногда родители оплачивают этот аттракцион к какому-нибудь юбилею. Например, к 13-летию:)
Дети делают простые и ясные духи. Например, мускус + яблоко + лимон. Или — девочки в основном — ароматы-тортики, с большим количеством ванили.
Американцы часто действуют, как дети. И создают реинкарнации Calvin Klein — CK One и L’eau par Kenzo.
Японцы (и русские, да, я уже не раз слышала, что наши вкусы удивительным образом совпадают) любят что-нибудь фруктово-цветочное средней степени плотности.
Ливанцы — их Аня выделяет в отдельную группу, потому что среди них попадаются очень небанальные клиенты — любят в основном что-нибудь амброво-древесно-пряное, но иногда — вдруг! — идут по какому-то своему отдельному пути и мешают клубнику с лавандой или персик с пачули, и получается неожиданно интересно.
Индусы крутятся вокруг жасмина и кожи.
А чернокожие люди, как она заметила, удивительным образом могут предугадать, как будет аромат раскрываться и звучать на их коже. «Один человек попросил меня смешать табак с шоколадом», — рассказала мне Аня, — «Я смешивала и думала — что же это такое будет?!» Оказалось, шоколад волшебным образом куда-то осел, и получился потрясающий запах дымного какао.
В общем, «дорого» — не всегда «хорошо». Но иногда — необходимо.
Объяснив все это, Аня поставила передо мной примерно двадцать флаконов, повернув их тыльной стороной, чтобы было не видно штанишек и юбочек, и мы приступили к созданию базы. Принцип такой: вы выбираете то, что нравится, парфюмер определяет оптимальное количество каждого ингредиента, чтобы аромат в итоге получился сбалансированным, а не разваливался бы на части, как детская пирамидка из кубиков.
В общем, сейчас мне надо было, не читая названия и ориентируясь только на нос, убрать те запахи, которые решительно не нравятся. Я отвергла штук 10. Некоторые — очень решительно, другие — с сожалением. Остались — амбра, белый мускус, сандал, ваниль, бобы тонка и еще несколько. Аня посмотрела, оценила, записала, посчитала, что-то прикинула в уме — и предложила мне еще несколько из «дорогого сегмента» — для стойкости и конкретики, как сказала она.
У Ани прекрасная улыбка и редкий талант описывать запахи словами, не сваливаясь в приторность. Оказывается, это нужно всем парфюмерам — при поступлении в GIP они сдают экзамен по математике (!) и пишут эссе на английском. Но умеют на самом деле не многие.
Потом базовые жидкости мы вылили в большую мензурку. Аня показывала мне, до какой отметки надо лить. Некоторые мы лили прямо из флакона, некоторые — капали пипеткой. Потом что-то докапывали, доливали — в общем, равняли и подравнивали.
Все, что мы в итоге туда залили, Аня записала на рецептурном листке в разделе Back Note.
В этот момент я почувствовала, что а) нос у меня уже забит, и б) мне страшно предпринимать следующие шаги, потому что я не понимаю, куда мы все-таки рулим, в сторону сладкого Tom Ford Velvet Gardenia, или в сторону пыльно-смородинового Untitled.
Я спросила Аню — куда? «Твой нос сам выберет, — сказала она, — Не думай, отключи голову. Что бы тебе ни нравилось в жизни вообще, все равно получится скетч сегодняшнего дня, твое сегодняшнее настроение, сегодняшние эмоции, вообще все — про сегодня. Будет то, что тебе нужно здесь и сейчас».
И тут я попросилась выйти из класса. Потому что в поездках — не знаю, понимаете ли вы, о чем я — но у меня всегда сбиваются настройки. Из-за этого, кстати, иногда покупаются очень нужные вещи, которые никогда не носятся в Москве. Хотя они прекрасные. И даже сидеть могут неплохо. Но их биоритмы не совпадают с моими московскими биоритмами, и они висят в шкафу, напоминая, какой беззаботной казалась мне жизнь каким-нибудь пятничным вечером где-нибудь на New Bond Street, не говоря уже о субботнем вечере где-нибудь на Таити:)
Меньше всего хотелось, чтобы аромат постигла та же участь.
Поэтому я вышла на улицу — было жарко, чирикали воробьи и туристы на площади, возмутительно яркое солнце забивало объектив камеры. Справа начиналась гора с лабиринтом средневековых улиц, из которых когда-то состоял весь городишко Из. И было однажды зимой мне там упоительно красиво, хотя и немного холодно. Эти фотографии сделаны там и тогда.
Вид с холма однажды зимой не помню какого года Старый Eze Старый Eze И вот такое зимнее небо тогда было. И один прекрасный француз пытался о чем-то поговорить с Москвой:) А так зимой выглядела та жаркая площадь, на которой я сейчас стояла почти летом
И в общем я как-то решила, что Velvet Gardenia и Tuberose мне сейчас ни к чему, — а хочется смородиновой пыльности, горькости и — внезапно — помидоров. Не смейтесь, — помидоров, да. Я вообще люблю запах помидоров. На рынке, прежде чем купить, всегда обнюхиваю. И люблю помидоровый джус у I hate perfume.
Короче, в свой парфюмерный класс я вернулась с почти решенной задачкой. И мы с Аней продолжили наши экзерсисы.
Вот тут видно, как мы добрались-таки до сердечных нот
Из сердечных нот (они составляют примерно 30 % любой композиции) были выбраны, в том числе, помидоры. Ну и смородина, и листы смородины, конечно, тоже.
Аня все записывала. И предлагала мне одуматься и все-таки помидоров килограммами не вешать
Но Остапа уже понесло
Для работы над топовыми нотами нам в класс подали шампанское. Для оптимизации процесса.
Отпив по глотку, мы решили, что сочетание бодрого грейпфрута и смородины — то, что надо
И в итоге у нас в топ вырвались: смородина, грейпфрут, помидоры и листья смородины.
Самым сложным оказалось понять, что усилить на совсем финальной стадии, когда до завершения объема не хватало последних 9 миллилитров. Чуть больше грейпфрута — джус свалится в цитрусовые. Чуть больше смородины — не превратится ли в компот? Чуть больше томатов — не будет ли казаться, что в помидорной теплице разлили смородиновое варенье? Смалодушничать и добавить всего понемногу — буду всегда носить малодушный аромат, и имя ему будет «Как бы чего не вышло».
От отчаяния я буквально чуть не плачу. Ценность жидкости в мензурке к этому моменту кажется мне просто космической. Я же не каждый день делаю собственные духи, в конце концов. И даже не каждый год. И вообще впервые в жизни. И, конечно, хочу, чтобы навсегда. А кто бы не?..
На фото я пытаюсь улыбаться, но ужас в глазах проступает
Мне страшно. очень страшно)) И нос уже почти ничего не понимает. И голова.
И тогда Аня предлагает мне вот такой трюк. Она берет два блоттера. Один опускает в смородину, другой — в томаты. И предлагает мне, держа их над мензуркой, покрутить их перед носом.
На видео будет понятнее, я думаю. На лавры Ларса нашего фон Триера не претендуем, но догмическая дрожь камеры присутствует:)
Я кручу блотеры до тех пор, пока шампанское не кончается. Потом зажмуриваюсь и говорю — левый.
И мы получаем горький, стойкий, пыльный, жаркий смородиново-помидорный запах моего детства. Как мне кажется.
Торжественно наливаем его во флакон.
Флаконы, кстати, тут есть обычные, а есть — с ручной росписью по стеклу. Очень красиво. Но это, наверное, в следующий раз
К флакону прилагается помпа, сертификат и рецепт. По этому рецепту и по этому сертификату, в котором написано, что мой аромат имеет эксклюзивную оригинальную формулу с порядковым номером E 07 23 83, мне могут сделать новый джус, когда содержимое первого флакона закончится, или если я вдруг решу дарить свой аромат друзьям на Новый Год или дни рождения. Это стоит 40 евро. Можно также вернуться и попросить усилить концентрацию джуса — из EDP в духи. Это стоит 60 евро.
Процесс создания духов занял около 5 часов. Когда мы с Аней вышли из парфюмерного класса, в магазине уже даже не было ни одного туриста.
Мне все время хотелось нюхать духи, чтобы еще раз убедиться, что там все действительно так.
Аня же советовала сделать это через пару дней.
Оказывается — я раньше не знала, — ни один парфюмер не может сразу сказать, что в итоге у него получилось. Двое суток в аромате продолжаются плохо предсказуемые химические реакции, которые отдаленно напоминают фильм «Четыре свадьбы и одни похороны». И только через сутки или двое можно понять, как прошла брачная ночь у бойкой черной смородины с зеленым синьором помидором, не разобиделся ли на них цитрусовый, но в душе все же ранимый и меланхолический грейпфрут, и не отдавила ли кому-нибудь ненароком в кадрили все ноги базовая амбра:)
Сколько раз выливались в канализацию уже готовые, как казалось, шедевры — знают только сами парфюмеры.
«Держим пальцы!» — сказала мне на прощание Аня, и мы расстались.
Через два дня я получила от нее мессидж на фейсбуке: «Ну как?» Тогда я, честно говоря, еще не знала, что ответить. Находилась в смятении. То мне казалось, что помидоры завяли, то — что урожай смородины не задался:). То что вообще в Москве все не так, как в Монако. С последним даже спорить было бессмысленно. Я вспоминала, как мой любимый Френсис Куркджан делал аромат президенту «Конде Наст» Карине Добротворской. Возился с ней и с ним полгода. В итоге Карина вежливо сказала «спасибо» и даже написала статью по этому поводу то ли в Vogue, то ли в Allure, смысл которой сводился к тому, что все красиво, нарядно, интересно и волшебно, но — не то.
В общем, я волновалась и рефлексировала. Только еще через день точно поняла: да, оно. Точно. Прочь сомнения. Сама написала Ане — ура! Ура! — написала Аня.
Теперь у меня очень большой соблазн вылить на себя сразу весь флакон своих духов. Тем более, что запах стойкий, но не яркий. Я еще немного подумаю и напишу про него, может быть, что-нибудь вроде эссе.
И еще обязательно отдельно напишу про Аню. Потому что история, как один бренд-менеджер стал парфюмером, это, конечно, крутейшая история. Аня, кстати, делает и свои духи. То есть, конечно же, Аня делает и свои духи. Как мне кажется, интересные очень.
Благодарю министерство по туризму Монако и отель Monte Carlo Bay за помощь в подготовке этого поста.
Содержание статьи:
Духи на спиртовой основе - это стойкая ароматная жидкость, которая готовится по особой технологии и выдерживается в течение 3-8 недель. За основу в их создании берут этиловый спирт, его специфический алкогольный аромат быстро улетучивается, оставляя приятный насыщенный запах цветов или фруктов. Приготовить парфюм самостоятельно не составит труда, главное, знать технологию и рецепты.
Состав и компоненты духов на спиртовой основе
Состав духов во многом зависит от главного ингредиента. Парфюмерные средства на основе спирта получаются с ярко выраженным резким букетом, который постепенно выветривается, оставляя тонкий дорогой аромат. Большинство таких духов не оставляет следов на одежде.
Производственные ароматы представляют собой сложные соединения фитоэссенций трав, пряностей, листьев с добавлением фиксаторов, которые усиливают аромат и сохраняют стойкость. Духи в домашних условиях создаются по упрощенным схемам, поэтому получаются не такими стойкими, как фабричные, но зато полностью натуральными.
Кроме главного компонента - спирта, в состав парфюмов также входят:
- Эфирные масла . Они бывают трех видов, в зависимости от своего предназначения. К верхней ноте аромата относятся масла, которые можно унюхать в первые минуты использования - апельсиновое, лимонное, бергамотовое. Следующая фаза - нота сердца, она создается из таких масел, как роза, герань, жасмин, гвоздика. А к основной ноте относятся масла, на которых базируется аромат - ваниль, сандал, мирра, ладан и др.
- Специи . Эти компоненты укрепляют текстуру духов, добавляют стойкости, оставляя благородный шлейф. Чаще всего для этих целей используют корицу, мускатный орех, кориандр.
- Травы . Чабрец, мята, мелисса, пижма - все эти травы обладают удивительными свежими запахами, которые обогатят любые духи домашнего производства. Из них делают выжимку и добавляют в спиртовую основу вместе с другими компонентами.
- Натуральный фруктовый сок . Наличие этого компонента в составе сразу же уменьшает срок хранения парфюма, но зато эффект от использования свежевыжатых соков получается потрясающий. Во-первых, они дают интересный цвет, а во-вторых, насыщают парфюмированный продукт полезными кислотами. Для духов чаще всего применяют соки апельсина, лимона, дыни, арбуза, малины и клубники.
- Выжимка из коры и иголок хвойных деревьев . Сделать духи с терпким хвойным ароматом можно, используя натуральные компоненты, а именно выжимку из коры и иголок ели, сосны, можжевельника. Полученная эссенция будет крепче, чем эфирное масло.
- Химические компоненты . Они усиливают стойкость аромата или оказывают влияние на сознание человека. Сюда относятся разнообразные усилители, концентраты, в том числе и феромоны. В случае с домашними духами можно использовать феромоны растительного происхождения, чтобы не вызвать такие побочные реакции, как тошнота, головокружение и полное непринятие аромата.
- Дистиллированная вода . Ее добавляют, чтобы развести слишком концентрированную эссенцию, смягчить резкие нотки запаха.
Рецепты духов на спирту
Такая база, как этиловый спирт или водка, прекрасно сочетается с самыми разнообразными компонентами. Ягоды и фрукты дают тонкий аромат, который можно усилить эфирными маслами, а разнообразные цветы и травы - это лучший вариант для создания натурального свежего запаха. Главное, придерживаться рецептов и не бояться экспериментировать, соединяя ингредиенты. Для тех, кто впервые решил попробовать себя в роли парфюмера, есть несколько проверенных сочетаний, которые можно легко повторить в домашних условиях.
Моно-ароматы из эфирных масел
В таких духах преобладает один ярко выраженный аромат, который получается путем соединения эфирных масел со спиртовой основой духов. Чтобы «услышать» главный запах, нужно соединить несколько компонентов, чтобы другие ингредиенты подчеркнули и выделили его.
Есть классические варианты моно-духов, которые придутся по душе многим женщинам. К таким относятся:
- Жасминовый рай . Запах получается сладковатый и очень насыщенный. Соедините по 10 мл эфирного масла жасмина и розового дерева и введите в 100 мл спирта. При необходимости, если жидкость получилась мутной, отфильтруйте ее через тканевый или бумажный фильтр. Взболтайте и поместите в холодильник на сутки. После чего оставьте настаиваться в темном месте.
- Аромат Нероли
. Эти духи напоминают по своему запаху сразу несколько известных утонченных парфюмов, потому что их формула создается на основе подобного сочетания. Соедините в одной емкости 10 мл эфирного масла нероли, 3 мл масла бергамота и по одному миллилитру масел лимона и мандарина.
Соедините масляную смесь со 100 мл спирта и 3 ст. л. дистиллированной воды, взболтайте. Оставьте на ночь в морозилке, потом отфильтруйте и дайте настояться. - Зеленое яблоко . Отдаленно напоминает известные духи Dolce & Gabbana Light Blue. Для их создания соедините 20 капель эфирного масла зеленого яблока и 10 капель масла лимона, для сладковатого шлейфа добавьте 7 капель масла розы. Соедините со 100 мл спиртовой основы.
- Лавандовый цвет . Чтобы получить устойчивый и нежный запах, соедините 20 мл масла лаванды, для баланса добавьте по 7 мл масла можжевельника и апельсина. Соедините получившуюся смесь со 100 мл спирта и 20 мл дистиллированной воды. Результатом станет насыщенный, вкусный лавандовый аромат.
Спиртовые духи из цветов
Делать ароматную жидкость из лепестков - идеальный метод получения натуральных и качественных духов. Использовать для приготовления можно самые разные лепестки, главное, чтобы цветы были свежие - в них сохраняется максимальное количество аромата. Для духов идеально подходят цветы, которые обладают сильным, ярким и даже тяжелым запахом.
Самые популярные цветочные ароматы делают:
- Из лепестков розы . Для этого возьмите 50 г свежих лепестков чайной розы и залейте их 500 мл очищенной воды. Лепестки должны настояться в воде на протяжении суток. Затем уберите лепестки, а ароматную водичку поставьте на огонь, где она будет медленно кипеть 10-20 минут. После того как в емкости останется половина розовой воды, выключите плиту и дайте жидкости остыть. В это время возьмите 50 мл спирта и положите в него несколько маленьких нераскрывшихся розовых бутонов, они придадут духам терпкую нотку. Соедините спирт и розовую водичку, а бутоны оставьте в сосуде с духами. Такой натуральный парфюм не будет слишком стойким, но зато он будет оставлять после использования тонкий шлейф нежного утонченного аромата.
- Из сиреневых цветов . Этот букет будет более насыщенный и яркий. Для его создания возьмите 100 г цветов сирени и залейте их оливковым маслом, чтобы цветочки «утонули» в масляной жидкости. Плотно накройте емкость с сиренью и маслом крышкой, а сверху придавите каким-то грузом. Пусть цветы отдадут маслу свой аромат, откройте крышку через 24 часа и процедите масло через марлю. Его нужно подогреть и еще раз процедить. Для создания духов возьмите 50 мл этого масла и разведите его в 100 мл спирта или водки.
- Из цветков лилии . Чтобы приготовить яркий букет с терпкими нотками, нужно использовать весь бутон цветка без остатка. Срежьте головки с цветами лилий, мелко их порежьте, 100 г порезанных лилий залейте 100 мл спирта. Дайте жидкости настояться в темном месте несколько дней. Затем процедите и добавьте в нее 5 капель масла лемонграсса и 20 мл воды. Накройте крышкой и дайте настояться еще неделю, храните жидкость в холодильнике.
Утонченные духи из фруктов
Фруктовые духи многим девушкам нравятся за яркий, «вкусный» аромат, но не все рискуют пользоваться такими средствами из-за слишком «сладкого» и приторного запаха. Парфюмы на основе фруктов, которые можно сделать своими руками, отличаются тонким ненавязчивым ароматом, поскольку не обладают химическими усилителями.
Рецепты фруктовых духов:
- Цитрусовый микс . Для создания таких духов приготовьте сок одного киви, трех апельсинов, одного лимона и одного грейпфрута. Измельчайте фрукты в блендере вместе со шкуркой. Жидкости получится немало, поставьте ее на огонь и начните потихоньку выпаривать. Через 10 минут на поверхности останется фруктовый жмых, его нужно убрать, а сок процедить через марлю. Когда он остынет, возьмите 50 мл сока и соедините с 50 мл спирта, добавьте туда одну веточку гвоздики на сутки. Она сделает аромат более насыщенным. Через 5 часов уберите ее и добавьте 100 мл воды, взболтайте.
- Ягодный мусс . Этот вкусный аромат станет незаменимым в летний сезон. Приготовьте 250-граммовый ягодный сбор из малины, клубники, земляники и голубики. Измельчите свежие ягодки в блендере и процедите. Для приготовления духов возьмите 50 мл чистого сока и дайте ему закипеть, остудите. В ягодную жидкость добавьте 1 ст. л. оливкового масла, 10 капель эфирного масла лимона, 20 мл воды и 50 мл спирта. Хорошенько взболтайте.
- Дынный рай . Духи с ароматом дыни уже давно занимают лидирующие позиции по продажам. Аналог производственных средств можно сделать в домашних условиях. Очистите одну небольшую дыню от шкурки и семян и мелко порежьте кубиками. Выложите ее в глубокую миску и залейте стаканом оливкового масла, накройте емкость крышкой и оставьте на сутки. После этого при помощи марли отожмите из маслянистой жидкости жмых от дыни. Масло подогрейте и возьмите для приготовления духов 20 мл, добавьте 50 мл спирта, 20 мл воды и 10 капель масла миндаля.
Как сделать духи с феромонами
Феромоны - это вещества, способные привлечь внимание мужчин или женщин, вызвать сексуальное влечение. Сегодня выпускается множество разнообразных парфюмов с феромонами, при их изготовлении задействованы специальное оборудование и сложные химические компоненты.
Но в домашних условиях можно сделать духи с феромонами без всех вышеперечисленных приспособлений. Оказывается, существует ряд природных заменителей, которые еще называют афродизиаками, и они способны оказывать схожее влияние на человека, а именно привлекать внимание противоположного пола.
К растительным феромонам относятся:
- Амбра . Это продукт жизнедеятельности кашалота, который животное выбрасывает на сушу. За счет долгого нахождения в воде эта субстанция принимает вид твердого, камнеподобного куска, но он легко поддается измельчению. Это вещество используется как фиксатор запаха, продается в специализированных магазинах парфюмерии. Обладает морским и одновременно слегка землистым ароматом. Это сильнейший феромон, который притягивает внимание мужчины к женщине.
- Мускус . Для использования в парфюмерии подходит исключительно черный мускус животного происхождения. Это сильнейший афродизиак, вызывающий сексуальное влечение к противоположному полу. Продается такой мускус в виде концентрированной эссенции.
- Эфирные масла вербены, жасмина, сандала, имбиря, мускатного ореха, пачули, гвоздики . По сути, любые духи, в состав которых входят эти масла, могут в легкой форме обладать притягательными свойствами, но для создания насыщенного феромонами парфюма следует использовать большие дозировки. Очень важно уметь правильно соединять вышеперечисленные ингредиенты.
По аналогии можно сделать туалетную воду, с использованием меньшего количества амбры или без мускуса.
Этапы приготовления спиртовых духов
Основной минус создания духов на спиртовой основе состоит в том, что их аромат должен «дозревать» минимум три недели, а то и два месяца. Несмотря на это, парфюмы, сделанные своими руками, вас наверняка порадуют, главное, следовать правилам приготовления средства.
Этапы создания духов в домашних условиях:
- Подготовьте специальные стеклянные баночки или бутылочки для хранения парфюма, бумажный или тканевый фильтр для процеживания и все ингредиенты, указанные в рецепте.
- Если по рецепту используются эфирные масла, возьмите бумажные полоски длиной 10 см, шириной 2 см и коньячный бокал. Это нужно для того, чтобы оценить букет масляного аромата перед его соединением со спиртом. На каждую бумажку нанесите по одной капле масла и подпишите их.
- Поместите бумажки в бокал и подержите там, периодически перемешивая рукой. Через несколько минут достаньте и принюхайтесь к аромату из бокала, который благодаря закругленной форме сможет его удержать. Если вам не нравится запах, попробуйте убрать какое-то масло, постарайтесь добиться результата, который вас удовлетворит. Только после этого приступайте к смешиванию компонентов.
- Фрукты, цветы или специи перед использованием нужно вымыть и обдать кипятком.
- Любая жидкость, которую нужно соединять со спиртом (сок, масло), должна быть комнатной температуры.
- Спирт покупайте в аптеке. Не используйте жидкость с истекшим сроком годности.
- После соединения всех компонентов жидкость хорошо встряхните. При необходимости поместите в холодильник или сразу же в темное место, чтобы аромат дозревал.
- Настаивайте парфюм в среднем месяц, встряхивая каждые 2-3 дня.
Правила хранения парфюмов на основе спирта
Любое средство можно испортить, разрушив его свойства из-за неправильного хранения. Домашние духи - очень чувствительная субстанция, за хранением которой нужно тщательно следить.
Правила хранения спиртовых духов:
- Они должны храниться в стеклянных баночках (можно хрустальных), желательно с затемненными стеклами, чтобы искусственный свет не попадал.
- Баночки плотно закрывайте крышками, если остаются щели, приобретите дополнительно специальные силиконовые накладки, которые обеспечат более плотное прилегание крышки к сосуду.
- Обязательно ставьте парфюмы в темное место, куда не проникнут солнечные лучи. Ультрафиолет действует на любые духи разрушительно, а домашние средства лишены химических соединений, и они утратят аромат очень быстро.
- Следите за температурой в помещении. Если она превышает 20-22 градусов, натуральные духи лучше поместить на дверцу холодильника.
- Даже после того как спиртовые духи настоятся, и вы будете ими пользоваться, продолжайте их периодически взбалтывать, чтобы усилить аромат.
- Срок хранения средств ограничен - максимум три месяца после создания. Даже если вы храните духи в холодильнике, они все равно потеряют свой аромат.
Обратите внимание, парфюмы на спиртовой основе имеют свойство выдыхаться даже при соблюдении всех условий хранения, поэтому не берегите их до лучших времен, а пользуйтесь ими, наслаждаясь ароматом каждый день.