Двадцать первый век – время высоких технологий и больших объёмов информации. Казалось бы, её доступность, широкий спектр необходимых для усвоения средств, развитость коммуникаций должны помочь человеку овладевать большим объёмом знаний, тем не менее ученые отмечают, что всё чаще возникают трудности с запоминанием и воспроизведением информации, особенно при обучении детей.
Для решения проблемы существует много современных средств, но всё-таки одним из самых проверенных и надёжных механизмов взаимодействия с текстами является мнемотехника - набор инструментов, обеспечивающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).
Приёмы и упражнения мнемотехники
На основе науки разработаны и успешно практикуются методы и средства, которые помогают запоминать нужные сведения людям разных специальностей и возрастов. Представляем обзор положительно зарекомендовавших себя .
Отметим, что идея механизмов работы по мнемотехнике основана на образовании определённых связей (ассоциаций), но предпочтение отдаётся тем из них, которые, в свою очередь, служат специальными упражнениями.
Главным приёмом является «Цепочка», когда похожие слова преобразуются в ассоциации попарно. На их основе устанавливается соединение начальных образов, и когда первое слово запомнится, надо сосредоточивается на втором. Аналогично образуется и последующая взаимосвязь. Пример классической цепочки слов: «свеча – стол – окно – луна». С первыми двумя образами появляется красивая ассоциация (свеча стоит на столе), далее – взаимосвязь следующих слов (стол стоит у окна), причём первый образ переходит вглубь сознания, наконец, аналогично ассоциируется последняя пара (в окно светит луна). Вспоминая цепочки, человек в сознании воспроизводит все образы.
Приём «Матрёшка» - это вариация предыдущего. Эксперты утверждают, что он служит наиболее оптимальным способом мнемотехники. В основе лежит соединение образов парами, и предыдущий облик ассоциации должен быть всегда больше последующего, это значит необходимо впечатление, что первый вид слова включает в себя идущего за ним. После их соединения он исчезает из сознания, главным становится последующий образ, который мысленно увеличивается, аналогично создается ассоциация между стоящими друг за другом словами. Так, образы постоянно внедряются друг в друга, как «матрешка». Классический пример этого действия, когда необходимо соединить два, казалось бы, несовместимых образа «красавица и чудовище».
«Символизация» довольно проста в исполнении и как приём, и как упражнение. Служит она для запоминания абстрактных понятий, не имеющих чёткого представления. Например, холод, бесконечность, зима, весна и другие. В принципе, каждое из этих слов кодируется в образы неодинаково разными людьми, но при этом будут работать символы, закреплённые в сознании большинства. И неудивительно, потому что с детства кодируются слова: холод – лёд, зима – снежинка, жара – солнце и так далее. Ребёнок не представляет себе осень, но может представить картину жёлтых листьев, которую легко запомнить.
Остальные приёмы и упражнения мнемотехники строятся на основе составления цепочки слов («Упорядоченные ассоциации», «Ключевые слова», «Пространственное маркирование») и кодирования информации («Приём мысленных картин»).
Некоторые техники для запоминания
Такие упражнения несложны, доступны каждому, кто хотел бы усовершенствовать мнемические способности, то есть поработать над развитием процессов воспроизведения и запоминания информации. Наиболее яркие из них далее.
- Оригинальный метод Цицерона заключается в том, что запоминаемые объекты надо в определённом порядке мысленно расположить и закодировать в знакомом месте или помещении (например, в комнате, столе, автомобиле). В дальнейшем нужно будет просто вспомнить место в помещении и воспроизвести запоминаемую информацию.
- Упражнение начинается с плетения цепочки ассоциаций, где для старта придумывается любое слово, затем второе и последующие, которые ассоциируются друг с другом. Пример: небо — дождь — зонт — лужа, как в ранее представленном упражнении «Цепочка».
- Интересное и творческое задание «Поиск цепочки ассоциаций». Берем два исходных слова, к которым подбирается цепочка образов. Связь слов начинается с начального и заканчивается последним. Например, предлагаются два слова: снежинка – метель, на их основе составляется цепочка: снежинка – сугроб – холод - метель.
- Простая, но полезная связь образов «Сочетание по признаку» строится так: подбираются два слова, следом к ним подыскиваются ещё несколько слов, подходящих по определённым признакам. Например, светлый и тёплый: солнце, день, лампочка, свеча. Это действие доступно и очень полезно для детей.
- Упражнение «Подходящие слова». Аналогично работаем со связями и подбираем слова, которые взаимодействовали с каждым словом из цепочки одновременно. Предлагаем слова: цветок – вода – земля, подходящие к ним: сад, клумба, горшок.
- Упражнение «Необычные ассоциации». Первое слово простое, а вот следующие должны быть оригинальные, неподходящие для него по смыслу. Например, «карандаш», привычная ассоциация – «блокнот». А вот «закрутить волосы» на карандаш - необычная ассоциация.
«Кто владеет информацией, тот владеет миром», - Ротшильд произнёс эту фразу еще двести лет назад, но она актуальна до сих пор и несет глубокий смысл в наше время - в век информации и высоких технологий.
Автор статьи: Лапинская ЛюдмилаМногие люди мечтают о безграничной памяти и способности быстро усваивать ту или иную информацию. С полезностью данных качеств сложно поспорить. И хорошо что существует методика под названием "мнемотехника". Что такое подразумевается под данным понятием? Целая совокупность методов и способов, значительно облегчающих процесс запоминания самой разной информации. Но вообще это очень обширное понятие, так что стоит рассмотреть его более подробно.
Вкратце о методике
Что такое мнемотехника, становится понятно после изучения термина, от которого произошло данное понятие. В оригинале, на древнегреческом языке, понятие пишется так - μνημονικόν, что означает «мнемонический», то есть «относящийся к памяти или связанный с ней».
Еще нередко это называют системой «внутреннего письма». Потому что основной техники является непосредственная «запись» в мозг связей между теми или иными образами, которые обозначают весомые, имеющие смысл элементы информации.
Без использования мнемотехники, порой, не обойтись. Ведь она применима в тех случаях, когда человеку нужно зазубрить информацию, которую просто нереально запомнить. К примеру, последовательность из 200 цифр, хронологическую таблицу, список из сотни телефонных номеров и т. д.
И сегодня существуют настолько действенные и к тому же унифицированные приемы, что становится реальным запоминание даже самых разных сведений однотипно.
Поиск образов
Итак, что такое мнемотехника - в общих чертах ясно. Теперь можно перейти к примерам и перечислению методов. Непосредственное их рассмотрение позволит более полно осознать принципы данной методики.
Первый прием заключается в нахождении ярких и необычных образов, и последующем их связывании с информацией, которую необходимо запомнить.
Пример
Попробовать данный метод можно, попросив кого-нибудь написать список абсолютно рандомных слов. Например: кофе, попугай, сад, кресло, весна, президент, телефон, рояль, солнце, Вова.
Казалось бы, совершенно ничем не связанные слова. Это так, но лишь до тех пор, пока человек не решит воспользоваться образным приемом мнемотехники, и не составит следующую картину: «Попугай Вова солнечным весенним днем сидел в кресле у себя в саду и, попивая кофе, разговаривал по телефону с президентом».
Такое уж точно запомнится, причем с первого-второго раза. Чем ярче и абсурднее образы - тем лучше. Они производят большее впечатление, контрастируют с реальностью, и поэтому запоминаются лучше.
Свободные ассоциации
Еще один прием мнемотехники для развития памяти и фантазии. Также связан с представлением различных «картинок», но подразумевает последовательность опорных образов, которые формируются по определенному принципу.
Сначала человек вспоминает произвольный образ и фиксирует на нем внимание. Концентрацию нужно удерживать долго. До тех пор, пока в сознании не возникнет следующий образ. А следом за ним - еще один.
Так формируется цепочка свободных ассоциаций. Ее нужно закрепить мысленным повторением. Зачем? Затем, что запоминающаяся информация привязывается ассоциативными связями к этой последовательности.
И метод действенный! Ведь в сознании многих из нас уже сложено бесчисленное множество таких «цепных» ассоциаций, которые образованы естественным путем. Например: Италия, пицца, макароны, Венеция. Или что-то более обычное: ложка, чашка, тарелка, стол, кухня.
Данная техника используется и для расширения других методов. К примеру, для формирования образов к какому-либо отличительному признаку при запоминании информации о человеке, постоянных величин или формул.
Наводящие ассоциации
Данный метод тоже стоит отметить вниманием, рассказывая о том, что такое мнемотехника. Это прием, позволяющий преобразовывать в ассоциацию или зрительный образ абсолютно любое слово.
Как правило, он используется в составе прочих приемов. С его помощью запоминаются понятия, термины, географические названия, иностранные слова, фамилии, и даже бессмысленные буквенные сочетания.
Это комбинация приемов символизации, привязки к знакомым данным, кодирования по созвучию и образования слов по слогу.
По описанию понять сложно, так что вот пример - человеку нужно запомнить название штата, который в 1848 году стал тридцатым по счету в США. Это Висконсин. Слово можно запомнить приемом образования слова по слогам. Допустим, так: ВИС-КОН-СИН → ВИСки, КОНьяк, СИНий. Слога всего 3 - а тройка является одной из цифр числа 30.
Мнемотехника для малышей
Очень важно с раннего возраста развивать способности детей к запоминанию. Это - то, что в жизни действительно пригодится.
Простейший вид - это картинки. Допустим, ребенок ходит в детском саду в группу под названием «Яблоко». На его шкафчике есть изображение этого фрукта. И полотенце, принадлежащее ему, висит над умывальником рядом с фотографией яблока. Таким образом, малыш запоминает, что его вещами являются лишь находящиеся под определенным изображением. Это - первые формирования простейших ассоциаций.
Приемы мнемотехники для детей не могут быть сложными. Начинается развитие с простых упражнений. С мнемодорожки, например. Это последовательность из картинок, между которыми дети должны найти что-то общее.
Поначалу все фотографии, включенные в ряд, объединены какой-то чертой. Например: снег, коньки, ледовый каток, шапка-ушанка, перчатки. Все это объединяет одно - зима.
Затем, когда мнемотехника в детском саду становится регулярным и привычным занятием, последовательности усложняются добавлением лишнего элемента. Например: брюки, туфли, рубашка, юбка, куртка, пальто, хлеб. Дети должны найти лишнее и пояснить, почему именно это. Причем сделать нужно после первого прослушивания - так развивается не только запоминание и способность быстро сравнивать, но еще и концентрация.
Слова-вешалки
Если хочется заняться освоением мнемотехники для развития памяти, то стоит обратить внимание на этот прием. «Вешалками» называются системы, в которых человеку нужно сначала выучить определенный ряд слов, на которые он потом будет «накидывать» фразы, необходимые к запоминанию. Идеальная мнемотехника для взрослых, так как с ее помощью можно легко зазубрить большие списки и даже потом вспомнить конкретный пункт из них.
Простейший пример - «вешание» на цифру определенной рифмы. Один - апельсин. Два - Литва. Три - фонари. Четыре - все в мыле. Пять - мечтать. Шесть - шерсть. И так далее. Как работает данная система? На самом деле, очень просто.
Надо запомнить последовательность картинок в данном порядке - солнце, карта, ночь, паркет, остров. Вот, как в данном случае сработают перечисленные «вешалки»: солнце яркое, как апельсин (1). На карте мира есть Литва (2). Ночью светят фонари (3). Паркет лучше очистится, если вымыть его с мылом (4). Остров - райское место, иногда полено об отдыхе на нем помечтать (5).
Очень полезная мнемотехника для развития памяти, воображения, фантазии и образного мышления. Однажды зазубрив ряд цифр-ассоциаций, получится с первого раза «заносить» в свою память даже номера телефонов, впервые услышанных.
Метод Цицерона
Его тоже необходимо отметить вниманием, перечисляя приемы мнемотехники. В основе данного метода, называемого еще системой Римской комнаты, лежат ассоциации, образовавшиеся естественным путем. Последовательность опорных образов, можно сказать. Они отлично формируются посредством припоминания человеком хорошо знакомых ему помещений.
Допустим, спальня. Информацию, которую нужно запомнить, необходимо мысленно расставить по ней. И «прогуливаться» по комнате, концентрируясь на распределенных по ней сведениях. Как это работает? Определенная информация «закрепляется» на какой-либо вещи посредством ассоциативной связи. Использовать нужно лишь те предметы, которые в комнате всегда находятся на одном и том же месте. И последовательно.
«Римская комната» в действии
Наглядный пример поможет лучше понять этот метод мнемотехники. Допустим, человеку надо запомнить такой ряд слов: колбаса, пони, сметана, лом, яйцо, полотенце, дельфин, книга.
Разместить их лучше последовательно, начиная с коридора. И задействовать максимально необычные связи - такие, которые вспомнятся даже спустя долгое время.
Итак, колбасой нужно заткнуть щель в замке, пони поставить в правый угол коридора, сметаной намазать зеркало, а лом прикрепить к дверям шкафа, чтобы он не дал им открыться. Яйцо можно ввинтить вместо лампочки в люстру. И вот уже удалось приблизиться к двери комнаты. Полотенце можно бросить на пол вместо коврика. Открыв дверь, человек видит, что на его диване лежит дельфин и читает книгу.
Самое главное - еще до запоминания по этому методу мнемотехники определить те предметы, которые войдут в схему пути. Иначе человек будет думать - связывать это слово с этим предметом, или лучше «прикрепить» его к следующему? Из-за таких метаний потом, в процессе воспроизведения, будут возникать ошибки и сомнения.
Приемы из русского языка
В рамках рассказа о том, что такое мнемотехника, не будет лишним вспомнить некоторые примеры, которые прекрасно знакомы каждому из нас, поскольку они являются классикой. И не зря ведь, заучив однажды, человек вспоминает их спустя десятилетия. И вот эти фразы:
- Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц». Мнемоническая фраза, благодаря которой можно запомнить слова-исключения, в которых после «ц» пишется «ы».
- Уж замуж невтерпеж. Фраза, помогающая запомнить список наречий, которые пишутся без «ь».
- «Окно с оловянным шпингалетом, деревянной рамой и стеклянным стеклом». Ассоциация, позволяющая запомнить прилагательные-исключения с двумя «н».
- «Одеваю Надежду. Надеваю одежду». Фраза, помогающая запомнить правило употребления этих глаголов. «Надеть» что-то, «одеть» кого-то.
- Автомотовелофототелерадиомонтер. Длинное придуманное слово - оно состоит из приставок, которые всегда пишутся слитно.
И это лишь некоторые примеры. Методы и приемы мнемотехники, на самом деле, активно используются в педагогике, так как некоторые правила можно запомнить только посредством ассоциаций или созвучий.
Люди и лица
С их запоминанием тоже связаны многие приемы мнемотехники. Самыми известными являются следующие:
- Выделение какого-либо отличительного признака человека и формирование на его основе прозвища. Именно оно обычно отражает его характерную черту или ассоциируется с фамилией. Важно, что прозвища легко представляются в виде образом, к которым можно привязать дополнительную информацию о человеке.
- Акцентирование внимания на признаке хорошо знакомого человека. Как правило, связывается с родом деятельности. Если друг является сильным спортсменом-бодибилдером, то можно присвоить ему образ «Гантели».
- Выделение признака при знакомстве. Бывает, что едва узнав чье-то имя, мы сразу его забываем. Чтобы этого не допустить, стоит повторить его вслух, «продублировать». А лучше еще до того, как он представится, сформировать какой-нибудь образ, и уже на нем закрепить имя.
Отличительными признаком может быть все, что угодно - рост, худоба, полнота, сходство со знакомыми или известными людьми, взгляд, жестикуляция. Главное, чтобы эта черта активировала прием мнемотехники. Для памяти это главное.
Помощь в изучении иностранного языка
Ее источником также является мнемотехника. Для начинающих это особенно важно - намного легче начать «вливаться» в процесс изучения чужого языка и запоминать большой объем незнакомых слов, если получается их с чем-то ассоциировать и связывать. Например, английский глагол look (смотреть). Созвучно с русским «лук». Запомнить перевод легко. Достаточно простой ассоциации: как можно смотреть на лук, нарезая его? Ведь глаза слезятся!
Но это - мнемотехника для начинающих. Людям, осваивающим продвинутый уровень иностранного языка, нужно придерживаться другого метода. Слова должны автоматически всплывать в памяти. Иначе бегло говорить на чужом языке не получится. Потому не надо запоминать слова, фразы и правила в переводе. Нужно сразу ассоциировать иностранные лексические единицы с понятиями и соответствующими образами.
Тут даже метод повторения подойдет. Слово cup можно выучить, представив мысленно чашку и зафиксировав на ней внимание. И потом несколько раз повторить слово cup - поначалу вдумчиво и медленно, потом быстрее. Это работает. Удивительно, но посредством мнемотехники можно научиться думать на иностранном языке как на родном.
Мнемотехника – запоминание на основе визуального мышления. Существуют разные способы применения этой техники. С помощью методов мнемоники , которые кажутся на первый взгляд не запоминаемыми.
Мнемоническое запоминание осуществляется в четыре этапа. Сначала происходит кодировка, соединение двух образов, запоминание последовательности, отправка в длительную память.
Мнемотехника (мнемоника): что это и как освоить
Метод быстрого запоминания называется мнемотехникой. Сочетание различных приемов позволяет запоминать обширные объемы информации. Приобрести такие способности мечтают многие ученики, инженеры, ученые и простые люди, в личных целях.
В последнее время по телевизору показывают удивительных людей, которые за одну минуту запоминают 100 вытащенных наугад карт или сотню мелких деталей. Такие способности выглядят для простых зрителей настоящим волшебством.
Секрет заключается в том, что эти люди владеют мнемоникой. Они не скрывают того, что закончили курсы мнемотехники и утверждают, что эти тренинги способны развить супер-память у любого желающего.
Важное достоинство техники для развития памяти заключается в том, что ее приемами способен овладеть любой желающий. Сверхспособности или специфические знания для этого не нужны. Тренировка поможет взрослым, подросткам и детям. В любом возрасте легко , стоит только захотеть.
Обучение мнемотехнике начинают в любом возрасте. Насколько успешно будут усвоены приемы запоминания, зависит лишь от потраченного вами времени и приложенного старания.
Важнее всего понять закономерности запоминания, узнать базовые принципы и применять мнемотехнику практически. Следует постоянно совершенствовать свое умение, не останавливаться на достигнутом.
Мнемотехнику можно изучить самостоятельно, по источникам в интернете, бесплатно. В этой статье мы расскажем об общих возможностях использования мнемотехники и раскроем ее некоторые секреты.
Мнемоника
Говоря двумя словами, мнемоника – искусство запоминания. Мнемотехника – это приемы и методы запоминания.
Некоторые эффективные методы известны вам с детства. Метод Акростих помогает ученику запомнить раз и навсегда цвета радуги. Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. Первая буква каждого слова этого детского стишка совпадает с буквой цвета радуги. И все знают, что радуга имеет семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
С помощью этой методики наши предки заучивали буквы алфавита. Сейчас этот стих не используют, потому что и буквы уже называют по-другому.
Мнемофразы помогают помнить правила синтаксиса: надеваю одежду, одеваю Надежду. Уж замуж невтерпеж.
Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. Эти детские стишки помогут нам понять, как работает мнемотехника.
Для того, чтобы хорошо запоминать мастера мнемоники советуют пользоваться системой образов или ассоциаций . Так фамилию Эйнштейна связывают с физикой. Имя Иван похоже по звучанию на диван. Число одиннадцать внешне похоже на барабанные палочки и китайские палочки для еды. Любовь ассоциируется с сердцем.
Метод сочинения истории помогает запомнить не связанные друг с другом слова. К примеру:
- Ананас;
- Барабан;
- Крокодил;
- Вентилятор;
- Кирпич.
Придумаем смешной рассказ про то как ананас играл на барабане, крокодилу это не понравилось, он побежал к барабану, но вентилятор сдул его с пути, и крокодил ударился об кирпич.
Причем, чем более бредовая история, тем скорее она запомнится.
Очень близкая к этой методике – Цепочка . Она предполагает образы выставить в уме в цепочку. Ананас держит барабан, крокодил кусает барабан, на его хвосте висит вентилятор, и кирпич лежит на подножье вентилятора.
Представив в уме такую веселую картинку вы пять слов. Таким же способом можно запоминать и 10, 20, 100 незнакомых слов.
Самым продвинутым способом запоминания считается метод Локаций . Чтобы им воспользоваться, следует вспомнить в уме привычную обстановку вашей квартиры и обозначить для себя все места каким-то числом. Входная дверь будет номером 1, коврик с парой обуви – 2, кассета с чистой обувью – 3, вешалка с пальто – 4, полка для шляп – 5.
Если теперь на дверь прицепить ананас, на коврик положить барабан, в кассету засунуть крокодила, на вешалку повесить вентилятор и на полку между шляпами спрятать кирпич, мы тоже запомним эти слова, которые слышали недавно впервые.
Также можно вспомнить маршрут, по которому вы ходите каждый день на работу.
Упражнения мнемотехники для начинающих
Совет начинающей аудитории: сохранять спокойствие. Для изучения новой информации следует оставаться спокойным. Это необходимо для того, чтобы лишние эмоции, тревожное состояние не смешивалось с ассоциациями, которые вы выстраиваете в голове, для кодирования. К тому же будет сложно понять для себя, какой метод подходит вам больше.
Новичку полезно понять принципы мнемоники и выбрать подходящие приемы. Замечено, что запоминать разрозненные предметы, несвязанные цифры труднее. Легче запоминать связь между объектами. Хорошо связать уже известную информацию с новой.
Проще запоминаются логические, образные, эмоциональные, яркие ассоциации, а не сами объекты. По этим связям информацию легче найти в памяти и воспроизвести.
Если нет таких связей, их надо создать. В этом и есть суть заучивания в мнемонике.
Мнемотехника работает следующим образом:
- берутся абстрактные данные;
- между ними создаются связи – происходит кодирование;
- запоминание, повторение в удобной форме;
- декодирование, расшифровка;
- воспроизведение нужных данных, которые надо было запомнить.
В такой последовательности происходит работа с данными. Новичкам не следует пугаться этого, вроде сложного процесса. Если практически начать применять советы мастеров, окажется, что это не так сложно, как кажется.
Мнемотехника позволяет новичкам использовать те образы и ассоциации, которые им ближе, удержать их в памяти легче.
Как запоминать списки
Описываемые техники помогают запоминать списки. Нам иногда приходится брать с собой длинный список продуктов в магазин, который неудобно держать в руке и запоминать трудно.
Список нужных вещей в дорогу, план выступления тоже выглядят как список. Анекдоты и истории, фокусы тоже люди любят запоминать. В виде списков можно запоминать полезную информацию.
Удобнее все это запомнить, пользуясь мнемоникой.
Эта техника позволяет запоминать списки ненадолго.
Первый десяток слов запомним по тому, на что они похожи по внешнему виду:
- Столб, фонарь;
- Лебедь;
- Попа, ухо;
- Стул перевернутый, флаг;
- Крючок;
- Вишня;
- Кочерга, клюшка;
- Женщина, гитара;
- Воздушный шарик;
- Гольф.
Второй десяток – по звучанию:
- Орден, Бог Один;
- Тварь;
- Трио;
- Черт;
- Пятка;
- Шест;
- Семечки;
- Дева;
- Деспот.
Нам надо запомнить список:
- Шуба;
- Свекла;
- Селедка;
- Картошка;
- Велосипед;
- Колбаса;
- Конфеты;
- Газировка;
- Варенье;
- Молоко.
Чтобы запомнить эти слова представим шубу, болтающуюся на фонаре, свеклу в клюве у лебедя, селедку, шлепающую попу, картошку, сидящую на стуле, велосипед, с крючком в шине. И для каждого слова надо придумать свою бредовую историю, связывающую его с цифрами от 1-10.
Чем история веселее, неожиданнее, тем скорее она запомнится. Мозг отмечает для себя все необычное, неординарное.
Следующий десяток списка свяжите с цифрами от 11 до 20.
Список:
- Телефон;
- Карета;
- Телевизор;
- Кровать;
- Осьминог;
- Рубашка;
- Варежки;
- Мышеловка;
- Пирог;
Представим орден с изображением телефона, карету в которой едет ужасная тварь. Телевизор, на экране которого танцует трио. Кровать, где спит Черт. Осьминог хватает пятку. Рубашка болтается на шесте. Варежки полны семечек. В мышеловку попались осы. Дева испекла пирог. Деспот кормит всех бочками меда.
Теперь попробуем воспроизвести список и увидим, что у нас это получится, даже в разброс.
Мнемотехника для развития памяти взрослым: лучшие упражнения
Приемы запоминания можно придумывать разные. Если количество букв в слове считать цифрой, то можно запомнить сложное длинное число. К примеру, корень из двух: 1,4142135623. Смешной стишок в этом поможет.
«Я Дуся, я дура, но я вот нашла корень из два».
Способы мнемотехники под названием Рифмизация помогают запомнить скучные законы по физике. «Тело, впернутое в воду, выпирает на свободу с силой выпертой воды телом, впернутым туды», так звучит закон Архимеда.
Для заучивания иностранных слов подходят приемы созвучия. Слово Swing – раскачиваться, похоже на русское свин. Представляя себе раскачивающегося на качели поросенка, запомним надолго английское слово.
Длинные английские слова можно дробить на короткие для более легкого запоминания.
Методы мнемотехники для запоминания текстов
Цицерон, отправляясь на очередное публичное выступление, всегда шел по одной и той же дороге. Дорога была ему знакома, начиная от кустика до камушка. Ключевые слова, с которых начинались блоки, на которые делил тексты Цицерон, он произносил в уме в тех местах, которые помнил по маршруту.
Для запоминания текстов, выучите маршрут, по которому идете каждый день на работу или в школу. Ключевые слова следует связать с точками дороги, которую вы помните наизусть. Текст хорошо разделить на абзацы или главы, небольшие части. Тогда вы сможете удивить своих друзей и преподавателей, рассказывая текст без ошибок.
Лучшие книги по мнемотехнике
В этой книге собраны примеры упражнений, разных способов, для развития быстрого запоминания. Артур запомнил число Пи до 22529 знаков.
Цены на Думчев Артур Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти
Книга повествует о периоде времени, которое автор потратил на изучение собственных способностей к запоминанию. Целый год он раскрывал внутренние потенциалы, скрытые механизмы, защитные нюансы и тренировался.
Цены на Джошуа Фоер Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания
Цены на Тони Бьюзен Суперпамять
Любой человек при желании может помнить обширные объемы информации, в цифрах, событиях, списках, в виде текстов. Если вы не верите, советуем попробовать поработать со своей памятью по методу О’Брайена. Упражнения дадут уникальный результат через несколько недель.
Цены на Доминик О’Брайен Как развить Суперпамять
Денис Букин «Развитие памяти по методикам спецслужб»
Произведение выпущено для тех, кто плохо запоминает информацию. Улучшить возможности ума, стать смелее в коллективе, результативнее в карьере, семье, максимально улучшить потенциал мышления учит Денис Букин.
Путь к большому успеху открывает талант хорошо помнить и обрабатывать объемную информацию быстрее других. Эти таланты можно развивать, считает автор, предлагая необычные способы и интересные упражнения.
Цены на Кристин Лоберг, Майк Байстер Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное
У десяти процентов престарелых людей, перешагнувших семидесятилетие замечена болезнь Альцгеймера. Нил Барнард рекомендует полезную еду и упражнения, отодвигающие расстройство мышления, проявления слабоумия и утрату воспоминаний.
Цены на Нил Барнард Питание для мозга. Эффективная пошаговая методика для усиления эффективности работы мозга и укрепления памяти
Познакомившись с этим произведением, вы узнаете о работе головного мозга, о том, как сохранить ясность мышления до последних дней жизни. Решать интересные головоломки, необычные задачки и синтезировать новые связи нейронов в коре головного мозга, предлагает Анхельс Наварро.
Цены на Анхельс Наварро Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти
Достигнуть настоящих рекордов в различных сферах жизни, вы сможете, когда прочитаете это простое руководство. Раскроются потенциальные способности запоминания, возможности обрабатывать большой объем текста, цифр и чисел.
Цены на Гарри Лорейн, Джерри Лукас Развитие памяти. Классическое руководство по улучшению памяти
Каждый день мы пропускаем через себя огромные потоки информации. Что-то мозг запоминает, что-то пролетает мимо ушей. Есть также данные, которые запоминаются на короткий промежуток времени, чтобы потом кануть в небытие.
К последней категории частенько относится весьма полезная информация. У студентов это - учебные лекции, от которых память освобождается сразу после сдачи экзамена. Создается такое ощущение, что на экзамене знания буквально вынимаются из головы и остаются в аудитории.
Можно ли это изменить? Безусловно, да, более того - мы можем не только сохранить данные в памяти надолго, но и ускорить сам процесс запоминания. Для этого существует мнемоника и специальные техники.
Возможности мнемотехник
Смертный, который начнет зубрить подряд сотню чисел, расположенных в столбик, потратит на такой труд несколько дней, и это при условии, что у него отличная память.
Другой человек выучит столбик чисел за 6 секунд. Может быть, он вундеркинд? Такое не исключено, люди с выдающимися способностями к запоминанию рождаются. Но в реальности мастер запоминания чисел почти наверняка использовал одну из мнемотехник. (Однозначно можно сказать одно - химия тут не использовалась, волшебные пилюли от сна вряд ли приводят к таким результатам).
Арсенал мнемоники постоянно пополняется новыми техниками. Если мнемоника сама по себе обозначает визуализацию для облегчения понимания и связь образов с запоминаемым материалом, то мнемотехники - это различные приемы, которые облегчают процесс запоминания. Такие техники могут быть привязаны к конкретной категории материала. Например, отдельные методы помогают справиться с формулами, другие техники предназначены для запоминания правил русского языка, третьи помогут выучить иностранные слова.
Самые распространенные техники
Рифмизация
Популярными мнемотехниками пользовались, наверное, мы все. Со школьных времен можно вспомнить стишки, которые помогают заучить последовательность падежей или список глаголов-исключений. Такие стихи можно составлять самостоятельно для заучивания какой-либо информации. Стихотворные формы были распространены и среди учеников гимназий в царской России. Техника очень старая, но достаточно эффективная. Она называется рифмизацией.
«Желто-голубой автобус»
Еще одна распространенная мнемотехника подразумевает использование созвучных слов. Она помогает запоминать иностранные и просто сложные слова. Самый простой пример такой техники - так называемый «желто-голубой автобус». Когда англоговорящие студенты изучают русский, у них возникает не меньше проблем, чем у россиян, которые учат английский.
Как сказать на русском «Я люблю вас»? Англичан и американцев учат этой фразе, используя созвучную - «yellow blue bus». Эта фраза будет звучать смешно на русском, но «страдалец» со временем научится произношению. Важнее заложить студенту в голову некую базу, облегчить запоминание.
Очень яркий «желто-голубой автобус»
Еще один интересный метод, которым можно смело пользоваться - это яркие ассоциации. Речь идет об образном мышлении, связывании информации с картинками. Технику можно соотнести с предыдущей - когда студент связывает признание в любви на русском с желто-голубым автобусом, он может дополнительно представить себе яркую картинку с этим транспортным средством. Для сложной информации можно использовать ряд образов.
Почему мнемотехники работают?
Мнемотехники отлично работают, и это доказано не только на примере гуманитарных знаний и лингвистики. Цифры так же прекрасно закладываются в голову при помощи специальных методов. В чем секрет техник?
Все дело в особенностях восприятия. Понять, почему мнемоника эффективна, можно, узнав, . Человеку сложно работать с абстрактной информацией. У каждого из нас есть аудиальный, кинестетический и визуальный канал восприятия, через который мы привыкли получать львиную долю информации. Эти каналы работают превосходно и обеспечивают нас необходимыми для выживания знаниями. Но, когда мы беремся за учебник, то работаем не с картинками, звуками или ощущениями. Взрослый человек вынужден воспринимать буквы, цифры и непонятные термины.
Мнемотехники привязывают абстрактное к конкретному - осязаемому, видимому, слышимому. К тому, с чем наш мозг работать привык. Разумеется, любые данные можно вызубрить, но это вряд ли будет эффективно. То, что было насильно заучено, пропадет из памяти без следа, как содержимое старых тетрадок. А вот заученное с помощью мнемотехник держится буквально в подсознании.
Маленькие секреты мнемотехник
В мнемонике есть маленькие секреты, которые облегчают запоминание конкретной информации. Например, чтобы запомнить морзянку, можно использовать обычные слова с подходящими короткими и длинными по звучанию слогами. Эта система действительно работает, а подобрать слова можно самостоятельно.
Мнемофразы - еще одно интересное явление. Они используются в основном для того, чтобы запомнить некую последовательность. Так выстраивают в цепочку падежи, планеты Солнечной системы и различные географические объекты.
Фраза «Мрачное Венерическое Заболевание Может Юрко Сразить Усталую Нимфоманку» может звучать странно до тех пор, пока вы не поставите ее в столбик и не оставите только первые буквы. Даже человек, закончивший только среднюю школу, заметит, что это первые буквы названий планет.
В выражении «Милая Хоккайдо! Я тебя Хонсю. За твою Сикоку я тебя Кюсю» перечислены основные острова «страны восходящего солнца».
С чего начать?
В Сети можно найти множество полезных упражнений для развития памяти. Есть даже специальные учебники, курсы и платные семинары по мнемотехникам. Однако новичку достаточно освоить простые приемы, которые он сможет использовать уже в ближайшее время. Расширять свои возможности нужно уже после того, как память основательно подготовлена.
В мнемонике нет никакой мистики, и даже самые выдающиеся способности можно легко объяснить использованием специальных приемов.
Ежедневно современному человеку приходится запоминать множество важной и не очень важной информации. Иначе в нашем мире просто никак. Издавна люди стремились свою память улучшить. Было придумано множество разных способов, действенных и не очень, для того, чтобы запомнить информацию.
Сейчас одним из наиболее популярных методов является мнемоника или мнемотехника. Вообще, мнемоника больше занимается теорией, а мнемотехника – практической стороной вопроса. Ее эффективность признана как специалистами, так и тысячами людей по всему миру, которые используя мнемотехнику, добились впечатляющих результатов и развили свои способности.
Основные принципы мнемотехники
Мнемотехника — это совокупность специальных приемов и техник, с помощью которых можно без особого труда запоминать большое количество информации. В мнемотехнике запоминание происходит благодаря упорядочиванию информации и связыванию ее с помощью ассоциативных связей . Наш мозг устроен так, что хуже всего он запоминает абстрактную информацию, такую, как ряды чисел, номера телефонов, исторические даты и т.д. Поэтому сталкиваясь с необходимостью запомнить такие данные мы чаще всего вынуждены «зубрить» — заниматься делом крайне неэффективным и очень хорошо знакомым еще со школьных времен. Проблема в том, что «зазубренная» информация улетучивается из памяти буквально через пару дней.
На самом деле мнемотехника не улучшает нашу память, просто человек учится по-новому ею пользоваться. Для запоминания какой-то информации, особенно абстрактной, мнемотехника используются возможности нашего воображения. Абстрактные символы соединяются со зрительными образами, создается ассоциативная связь и в таком виде информация запоминается надолго. Мнемоническое запоминание — это запоминание любой информации через ассоциацию с каким-то (желательно ярким) образом. У людей прекрасно развита ассоциативная память, этим как раз и пользуется мнемотехника.
Мнемотехника добивается поистине поразительных результатов. Мнемонисты (т.е. люди, которые в отлично владеют приемами мнемотехники) могут без особых проблем запомнить до двухсот цифр, список телефонных номеров, в количестве до ста, большое количество иностранных слов, исторические даты и многое другое.
В чем же заключается метод мнемотехники? Давайте поясним это на простом примере. Представьте, вы собираетесь в магазин и вам необходимо купить там семь предметов. Пускай это будет: туалетная бумага, мыло, хлеб, колбаса, голландский сыр, кетчуп и стиральный порошок. Без списка вы скорее всего что-нибудь забудете. Но можно поступить иначе. Представьте каждый из этих предметов в виде образов, а потом попробуйте совместить их. Причем в самых странных и даже абсурдных сочетаниях. Пускай у вас в воображении сыр с кетчупом ездят на туалетной бумаге, а колбаса пронзает пачку стирального порошка. Чем причудливей образ, тем он лучше запомниться. Самое главное – вы должны соединить образы продуктов и тогда вы точно запомните весь список и будет помнить его еще долго.
В мнемотехнике всю информацию принято делить на три вида:
- речевая (звуки плюс тексты, которые мы читаем);
- образная (зрительные образы);
- точная.
Именно с точной информацией всегда возникают проблемы, ее нужно запоминать так как она есть, до самой последней запятой, иначе она теряет всякий смысл. Из этих видов информации наш мозг больше всего «любит» именно образную и без проблем запоминает ее, а точную он просто «терпеть не может». Можно сказать, что образы – это естественный язык нашего сознания, на котором он обычно говорит. Так что мнемоническое запоминание – это просто способ, при котором информация, которая трудно запоминается, переводится в образы, обычно в зрительные, которые легко запоминаются нашим мозгом.
Приемы мнемотехники
Точно таким же запоминаются мнемонистами и цифры. Для каждой цифры создается особый зрительный образ, а потом последовательность цифр запоминается в виде последовательности образов , которые взаимодействуют между собой. Например: 1 – это топор, 2 – лебедь, 3 – ухо, 4 – упряжка лошадей, 5 – Пятачок. Теперь последовательность 23451 будет выглядеть так: лебедь-ухо-упряжка-Пятачок-топор. Или так: лебедь с больным ухом едет на упряжке, за ним гонится Пятачок с топором. Чем более причудливыми будут ряды образов – тем легче вы запомните информацию.
Еще одним распространенных способом запоминания цифр в мнемонике являются различные цифро-буквенные алфавиты , в которых для каждой цифры (от 0 до 9) придуман специальный буквенный код, состоящий из согласных. Затем на основе этих согласных уже формируются образы. Этот способ сложен и нуждается в тренировке.
Для лучшего запоминания стандартных алфавита используются карточки. Простейшим приемом из мнемотехники является создание осмысленных фраз, используя начальные буквы той информации, которую надо запомнить. Примеры известны всем: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. Взяв первые буквы этой фразы, мы получим последовательность цветов радуги.
Мнемотехника предлагает множество различных приемов, направление активно развивается, в нем работает множество энтузиастов. Вы можете мысленно создать себе свой Дом или даже Замок Памяти, в котором вы будет хранить нужную информацию. Конечно же, в виде образов. Мысленно разделите ваш Замок на залы или комнаты, в каждой из которых будут находится важные для вас данные. Ну, например, «Зал английского языка» или «Приемная моих бизнес-партнеров». В каждом из этих помещений можно мысленно установить шкафы для хранения информации. При таком подходе вы сможете запомнить английское словосочетание или телефон вашего партнера на долгие годы.
Для чего нужна мнемотехника?
Мнемотехника необходима прежде всего тем, кто постоянно должен запоминать большие массивы информации, особенно тем, кто вынужден запоминать точную (абстрактную) информацию, учитывая то, что такие данные обычно не могут быть «приблизительными».
Мнемотехника очень поможет людям, которые изучают иностранные языки. При изучении языка приходится учить большое количество иностранных слов. Для мозга это просто набор звуков, который ему не говорит ни о чем. Но если представлять каждое слово в виде какого-то образа, то дело пойдет и быстрее и веселее. Также в изучении новых слов с помощью мнемотехники вам помогут специальные карточки. Готовые мнемонические карточки для изучающих иностранный язык вы легко найдете в интернете. Мнемотехника активно используются в большинстве современных курсов скорочтения.
Зачем нам нужно заниматься мнемотехникой? Самой важной причиной является то, что подобные упражнения здорово развивают наш мозг. Помимо практической пользы, которая очевидна, вы сможете развить свое внимание, образное мышление и способность к визуализации. Все это, несомненно, окажет положительное влияние на ваш личностный рост.
Автор статьи: Сазонов Михаил