Что подростку нужно знать о прокрастинации? В первую очередь её причины. Они могут быть:
- Когнитивные: «Я сделаю это позже».
- Аффективные: «Да ну, это скучно и неинтересно».
- Поведенческие: «Сделаю то, что кажется интересным, на остальное плюну».
Эти факторы - вместе и по отдельности - могут тормозить его действия, вызывать снижение активности, подмену приоритетов выполнения задач. Если подросток вовремя заметит у себя подобные проявления, возрастают шансы пресечь прокрастинацию на самом раннем этапе.
Проявите эмпатию
Эмпатия - способность увидеть, понять и принять чувства и мнение другого человека. Обычно нам хочется слушать тех, кто нас понимает и предлагает дельные идеи. Для подростка, который часто находится в состоянии войны с окружающим миром, эмпатическая родительская поддержка особенно важна.
Не становитесь по ту сторону баррикад. Разговаривайте с подростком как с другом, испытывающим проблемы с прокрастинацией. Вы же не набрасываетесь на друзей с осуждениями и гневными обличающими речами?
Эмпатия родителей снижает уровень стресса у подростков, повышает уверенность в себе и положительно влияет на успеваемость.
Эмпатия особенно важна в первом и, пожалуй, самом главном шаге на пути к устранению прокрастинации. Важно осознать и принять наличие проблемы у подростка. Так вы станете опорой для подросшего ребёнка, его надёжным понимающим другом.
Помогите ему развить самообладание
Дорога к самообладанию и познанию предполагает, что человек берёт ответственность за самого себя и за все значимые события, происходящие в его жизни.
Самообладание базируется на реалистичных перспективах, подкреплённых здравыми мыслями, которые ведут к ответственным действиям. Для тинейджера-студента это осознанное стремление получать высокие баллы и учиться на желанной специальности, выбор карьеры с учётом интересов и умений и получение разнообразного эмоционального опыта, в том числе через взаимодействие с другими людьми.
Высокий уровень самообладания обеспечивает высокую продуктивность и служит защитой от прокрастинации. Юность - идеальное время для прокачки этого качества.
Будьте командой
Ваша эмпатия поможет подростку развить навыки самообладания. Начните вместе с небольшого эксперимента, поддерживая друг друга на всём пути.
Для начала поставьте перед собой конкретные цели. Они должны быть важными, значимыми, измеримыми и достижимыми. Например, ваша цель - вернуть былую физическую форму или . Подросток может выбрать что-то из учёбы: пятёрку в четверти, экзамен на отлично или призовое место в важном конкурсе. Это цель ребёнка, его вызов.
Далее составьте план действий. В вашем плане - коррекция питания и программа физических упражнений для сброса веса. В плане подростка - учебные курсы, список книг к изучению и расписание практических занятий. Каждый день выполняйте определённую небольшую часть задачи.
Главное, будьте последовательны и не ленитесь. Ваш опыт, ваше участие, ваш союз для борьбы с прокрастинацией - пример для подростка.
В ходе эксперимента свободно обменивайтесь эмоциями, мнениями и опытом: что далось труднее всего, что не хотелось делать вообще или на каком этапе пришла лёгкость. Заканчивается эксперимент достижением цели: в вашем случае - снижением веса, в случае подростка - отличными оценками за четверть или семестр.
Не нужно быть идеальным. Прогресс - это борьба старых методов с новыми способами достижения целей. Небольшие погрешности естественны на этом пути. В этом и заключается эмпатия: вы не осуждаете, а принимаете и поддерживаете.
Наблюдая за тем, как школьники возвращаются домой после занятий, замечали ли вы, насколько различается их поведение? Одни дети радостно летят домой, размахивая портфелем, другие же еле плетутся с печальным настроением, стремясь растянуть время.
Можно предположить, что такая радость или огорчение детей связаны с полученными ими в школе оценками. Но довольно часто дело в ином – они просто очень не хотят делать домашние задания и пытаются найти причину, чтобы отложить эту очень необходимую, но не всегда приятную работу. И столь медленно и неторопливо бредя домой, школьник начинает искать очень “нужные и важные дела”, подбирает уловки и оправдания, из-за которых можно будет отодвинуть начало выполнения уроков. Ребенок получает временное облегчение, но не избавляется от стресса обязательности выполнения нежеланной и такой скучной работы.
Отсюда и плохое настроение и расстройство от самого, казалось бы, обычного вопроса: “Что с уроками?” И в поведении ребенка, отложившего уроки “на потом”, “с мамой”, “после обеда”, “не понимаю, как делать”, родители часто узнают самих себя. Работа, провоцирующая негативные эмоции, её психологическое отрицание вынуждают искать стимул для начала эффективной работы мозга, эмоционально позитивное занятие для пополнения запаса движущих сил.
Взрослые воспринимают процесс затягивания неприятной работы, откладывания её на “попозже”, как нависший над ними большой и тяжелый камень, и отлично понимают, какую придется заплатить затем цену. Ведь не зря в народе говорят: “Ленивый делает дело дважды” – вначале психологически, а затем и физически. Психологи считают это болезнью, получившей название “прокрастинация”.
Вот как объясняет данное понятие Википедия: “Прокрастинация (от англ. procrastination
- задержка, откладывание; от лат. procrastinatio
- с тем же значением, восходит к лат. cras
- завтра или лат. crastinus
- завтрашний, и лат. pro
- для, ради) - в психологии склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам”.
У детей прокрастинация проявляется зачастую в отлынивании от выполнения в положенное время заданных в школе уроков. Вместо того, чтобы подготовиться к контрольной или прочесть нужное произведение, они отвлекаются на другие занятия, сидят в социальных сетях, играют в компьютерные игры. Бывает, что дети готовы даже на уборку в доме, лишь бы не садиться за уроки! Спокойный, приветливый и ответственный, ребенок меняется на глазах, превращаясь на раздражительную и жалующуюся на малейшие неудачи личность.
Причины прокрастинации у детей
– Заниженная самооценка и неудачный опыт, неуверенность в собственных силах и опасение публичного осуждения.
– Давление со стороны родителей, угрозы, приказы и манипуляции: “Если ты сейчас же не оденешься, то будешь наказан!”
– Требование от ребенка выполнения задачи при отсутствии у него необходимых навыков и умений. К примеру, зашнуровать ботинки и завязать шнурки, не показав, как это правильно надо делать.
– “Помощь” взрослых, которым проще сделать что-то самим, чем ожидать, пока с этим справится ребенок, и выяснять, с чем связано его нежелание выполнять поставленную задачу. Это не помогает, а напротив, усугубляет проблему – дети все чаще стараются устраниться от выполнения скучных, по их мнению, дел. Они находят причины и всяческие уловки, чтобы избегать ответственности, идти по более легкому для них пути, что приводит к снижению стремления познавать мир и свою роль в нем. Мозг учится “отлынивать” от серьезной работы – зачем напрягаться, когда можно получить нужный результат без особых затрат? Все это может привести к асоциализации ребенка, непониманию своей роли в обществе и в мире.
– Беспокойные и сомневающиеся в собственном ребенке родители. Их тревоги и сомнения заставляют ребенка опасаться неудач. И это вполне объяснимо, ведь даже мы, взрослые, с большим опытом и умением справляться со стрессами после неудач, редко стремимся заняться делом, которое может принести разочарование в своих силах.
Борьба с прокрастинацией
Желательно стараться избегать вышеуказанных ошибок. Но бывает все же и так, что признаки прокрастинации проявляются и при нормальном развитии и воспитании. Причинами их возникновения являются общество, в котором находится ребенок, поведение ровесников, личные особенности малыша, и многие другие факторы, влияющие на формирование отношения к работе. Как же не допустить проявления данного явления?
Прежде, чем говорить о методах борьбы с этой проблемой, надо четко определить, идет ли в конкретном случае речь о прокрастинации или же это просто отдых от занятий. Возможно, у вашего ребенка перерыв между выполнением уроков, во время которого он решил поиграть, и никаких проблем с домашними заданиями нет.
Реальный путь профилактики и борьбы с прокрастинацией предлагает Школа устного счета “Соробан” с её уникальной современной методикой для детей от 5 до 11 лет. Занятия по усовершенствованной методике ментальной арифметики помогают в следующем:
1. Активизируется умственная деятельность, что благоприятствует формированию желания и интереса получать знания и искать новое, обучаясь в общеобразовательной школе.
Благодаря тренировкам в школе “Соробан” развивается интеллект ребенка, активизируется его мышление, улучшаются память, концентрация и внимание. Дети учатся концентрироваться на выполнении поставленной перед ними задачи – этот один из главных навыков формируется и доводится до совершенства на увлекательных занятиях.
Родители радуются возможности детей считать на высокой скорости, что повышает быстроту реакции и улучшает зрительную память. Но также важна работа и в более медленном темпе – при необходимости удерживать образ числа в уме на протяжении определенного времени тренируется концентрация внимания. Поэтому тренировки ведутся в разных скоростных режимах, что приносит неоспоримую пользу для развития ребенка.
2. Формирование стойкой мотивации к познавательной и учебной деятельности.
Это происходит благодаря наличию у ребенка знаний и навыков, отсутствующих у его сверстников и даже у родителей, и его уверенности в собственных силах.
Студент Школы “Соробан” воспринимает занятия в общеобразовательной школе и учебные нагрузки не как обременительную и нудную работу, а как интересное и увлекательное занятие. И связано это с необходимостью регулярной познавательной деятельности для его натренированного мозга. Нет никаких сомнений, что ученику очень приятно сделать быстрее всех пример в классе. А его активно развитому мозгу гораздо легче выполнять заданные в школе уроки благодарю более быстрому и качественному восприятию информации и её обработке с использованием нужных алгоритмов. И никаких мыслей отложить занятия “на потом” даже не возникнет.
3. Получение навыков планирования дел и времени.
Студенты Школы “Соробан” регулярно тренируются и дома. Каждый день 15-20 минут дети выполняют на тренажере “Дед Соробан” индивидуальные домашние задания, запрограммированные на успех. На первом этапе, в самом начале занятий, родителям необходимо будет оказать детям поддержку в составлении расписания, чтобы включить в него регулярные онлайн-тренировки, и помочь в соблюдении их выполнения. В дальнейшем, как показывает практика, включившиеся в процесс обучения ученики справляются сами.
4. Формируется навык постановки цели и поиска путей для её достижения.
В Школе “Соробан” рядом с учеником всегда находится тренер, который поддержит и похвалит, своевременно среагирует на ошибку и скорректирует задание в зависимости от достижений. Успехи ребенка сравнивают только с его же собственными предыдущими достижениями, учат не искать чужие недостатки, а преодолевать свои. Тренеры анализируют изменения, мотивируют детей к улучшению результатов; похвалой за проделанную работу и поддержкой дают уверенность в своих силах.
Школа “Соробан” поможет справиться с прокрастинацией, столь неприятным психологическим состоянием. Узнать подробней о методике можно на сайте soroban.ua. Немало отзывов родителей наших студентов есть на страницах Школы в соцсетях.
Приходите, мы будем рады видеть вас в нашей Школе!
Прокрастинацию, – психологическое состояние, когда человек не может приступить к выполнению важных дел и все время откладывает их «на потом», – часто называют эпидемией 21 века. В мире становится все больше и больше вполне взрослых людей, которые не могут собраться с силами и взяться за работу, даже когда все сроки её выполнения уже прошли. С этой проблемой работают психологи, для страдающих прокрастинацией пишутся пособия, проводятся многочисленные тренинги и семинары.
Однако, взрослому человеку самостоятельно победить лень такого рода хоть и не просто, но вполне возможно. У детей, увы, прокрастинация бывает ничуть не реже чем у взрослых, и преодолевается она куда сложнее. Дело в том, что участок мозга в префронтальной коре, который отвечает за волевое принятие решений, у детей развит ещё недостаточно (считается что полностью он формируется лишь к 25 годам). Поэтому без посторонней помощи «собраться с силами» им бывает просто невозможно. Кроме того, ребенок не может себе представить серьезных последствий своего бездействия, ведь самое большее, что его ждет, скажем, за не сделанную домашку – это двойка и выволочка дома, а это можно и пережить. Поэтому без Вашей отцовской помощи в воспитании такой сверхважной вещи как сила воли, не обойтись.
Как именно Вы можете помочь ребенку в борьбе с ленью – читайте ниже.
Не заставлять
Как показывает практика, использование авторитарных методов никогда себя не оправдывает, особенно в таких вещах, как воспитание характера. Исследования показывают, что дети авторитарных родителей, которых заставляют работать против их воли, более пассивны в самостоятельной жизни, чем их сверстники – ведь они приучены работать только под внешним давлением и собственного стремления «сделать все как надо» у них просто не воспитано.
Вместо этого относитесь к лени ребенка как к чему-то естественному, но требующему постоянной ненавязчивой корректировки. Помните, как Вы учили ребенка вести себя за столом? Сотня ваших напоминаний о том, что «едой не играют» и «когда я ем, я глух и нем» дают свой результат – очень скоро хорошее поведение входит в привычку без всякого насилия с Вашей стороны.
«Глаза боятся, а руки делают»
Часто дети (да и взрослые) не могут приступить к выполнению какой-либо работы, потому что она кажется им неподъемной. А если работа «займет вечность» и «все равно ничего не получится», то зачем начинать? Поэтому Вы должны показать детям на собственном примере, что кажущиеся им непосильными задачи на самом деле очень простые и времени занимают всего ничего, если ни на что не отвлекаться. Для этого можно пару раз продемонстрировать как можно быстро, скажем, заправить кровать, пока дети стоят с секундомером и засекают время. Потом предложите им побить Ваш рекорд. Так дело пойдет куда веселее.
Кроме того, нужно помнить, что выполнить много маленьких дел вместо одного большого куда легче психологически. Поэтому научите детей делить одно большое «неподъемное» дело на много маленьких и простых. Скажем, убрать комнату, в которой полный беспорядок – это такое дело, перед которым у ребенка могут опуститься руки. Но если Вы составите с ним список дел, вроде «1. убрать тетрадки со стола, 2. убрать одежду в шкаф, 3. заправить кровать» и так далее, то работа пойдет куда веселее. Главное в этом деле не переусердствовать – потому что списка из 50 дел тоже можно не на шутку испугаться.
Сделал дело – гуляй смело
Объясните Вашему ребенку, что чем раньше он начнет неприятное для него дело, тем раньше он его закончит. Что откладывать неприятную работу – это прежде всего отнимать свободное время у самого себя. Конечно, простого осознания тут мало, особенно для ребенка. Помогите ему, установив четкий график домашних дел, где на них будет отводиться 2-3 часа времени в день, а остальное время будет считаться свободным. Так ребенку будет легче начать работу, если он будет знать, что именно сейчас наступит время отведенное на неё. Кроме того, он точно будет знать, что в награду он получит целый свободный вечер, в то время пока его сверстники только пытаются начать работать.
Как научить ребенка не откладывать трудные дела на последний момент?
Что должно насторожить родителей в поведении ребенка? Он не может заставить себя приступить к выполнению задания. Сама необходимость делать что-то просто вводит его в ступор. Откладывает работу до последнего момента. Это приводит к тому, что уже опоздал со сроками и делать, по его мнению и логике, не обязательно, так как, к примеру, на уроке не спросили, а задана новая тема, или не вышел вовремя из дома на курсы, так зачем и идти, раз успеет только к середине занятия. В глубине души его терзает понимание важности знаний именно для него самого, а не для учителя, но он гонит такие «неудобные» мысли от себя.
Если уж заставил себя, предположим, сесть за уроки, то постоянно отвлекается по пустякам, оттягивает выполнение заданий. Делает все очень медленно, умеет убедить себя не торопиться, а при малейшей возможности и отложить на потом, на более поздний срок.
Кажется, что ребенок в это время отдыхает, спокоен. Он, как думают родители, желает своим возмутительным поведением вывести их из себя, помотать им нервы. В действительности он может переживать самый настоящий тяжелейший стресс по поводу невыполнения необходимого дела, действия, из-за того, что не в силах заставить себя даже приступить к нему. Такой ребенок постоянно находится в нервном напряжении, прокручивая негативные последствия своего бездействия, изводит себя этим. Чувство ответственности за порученное дело, неизбежность, неминуемость наказания давят на психику ребенка. Однако изменить что-то не в его власти. Получается странная ситуация: он и не отдыхает, и не работает, не учится. К тому же при этом весь на нервах, уставший.
В результате дело не сделано, сам ребенок измотан переживаниям, мыслями о том, что нужно что-то непременно делать, реальными неизбежными неприятными последствиями, которые он прекрасно осознает. Обычно это касается долгосрочных дел, итоги которых отодвинуты во времени. Жизненная энергия, а также время тратятся совершенно напрасно, не принося положительных результатов.
И это не лень, не равнодушие к своему делу, так как подросток действительно сильно переживает, что что-то не сделал вовремя. Каковы же причины прокрастинации – так называется подобное состояние. Как бороться с прокрастинацией школьнику?
Не нравится учиться, так как плоды этих усилий сразу не видны и проявятся в очень отдаленном будущем. В принципе, дети учатся ради иллюзорной, далекой пока что и не совсем понятной для них идеи получить когда-то потом хорошее образование, профессию. Можно сравнить с верой Ассоли — героини произведения «Алые паруса» А. Грина – в появление каравеллы с алыми парусами. А если она не появится? Зачем учиться, прикладывать столько усилий? Для чего? Получить профессию? Учиться в вузе? Но это будет так нескоро. Да и так ли уж это важно? Реально они видят, что многие выпускники в результате не поступают в вузы, так как не проходят по конкурсу – каравелла проплывает мимо них, как мираж, сонм несбывшихся мечт, и исчезает в необозримой дали. Так стоит ли напрасно стараться? И подобные пессимистичные, упаднические мысли медленно, но крепко опутывают сознание и волю ученика.
Причиной прокрастинации у подростков часто является глубокая потеря самого интереса к узнаванию чего-то нового. Если сам процесс получения новых знаний не стал для ребенка необходимой и интересной частью жизни, то со временем он теряет интерес к учебе.
Перезагруженность делами: школа, задания на дом, кружки, секции, курсы, домашние дела… Голова идет кругом от такого калейдоскопа обязательных дел, причем выполнить которые он должен только на «отлично». И наступает момент, когда ребенок теряется в этих «надо» и перестает вообще что-либо делать. Перегорает. И никакие наказания, уговоры не помогают.
Много отвлекающих факторов. Например, сел за стол выполнять домашние задания, а кто-то в это время смотрит телевизор, пусть даже в соседней комнате. Или на столе много всяких предметов, притягивающих внимание.
Социальные сети, телевизор, компьютерные игры, телефон – основные отвлекающие факторы, к сожалению, полностью завладевшие умами и волей многих ребят. И бороться с этим бедствием тяжело. Кто-то скажет: «Отключили, допустим, интернет и уже не сидит у компьютера». Однако все не отключишь. Все равно найдет возможность играть, а отношения с ним родители испортят, доверие исчезнет.
Во многом в возникновении у ребенка стойкого нежелания браться за дело виноваты и сами родители. Например, то же летнее чтение книг по программе. Мамам и папам непременно нужно, чтобы за каникулы были прочитаны произведения по школьной программе, которую изучают в следующем классе. Зачем? Пусть читает, но то, что ему хочется. Дело в том, что ко времени изучения произведения в школе ребенок забывает многие мелкие, но очень важные детали. Совершенно естественное явление. А потом некоторые задания касаются нахождения каких-то эпизодов, характеристик героев, их поступков в самих текстах. И ему вновь приходится перечитывать всю книгу. Возникает обида: он же читал, а мог бы летом и другим чем-то заняться или почитать то, что нравится. И появляется у ребенка ощущение бессмысленно потраченного его собственного счастливого свободного времени.
Как же бороться с прокрастинацией, столь коварным недугом?
Для начала составить четкий список необходимых дел. Записывать конкретно, в приказном порядке: выучить стихотворение, посетить библиотеку и проработать книгу такого-то автора, составив по ней доклад, и т.д.
Такой список показывает ребенку, что нужно сделать, также позволяет зрительно увидеть, что это возможно выполнить, – дела не бесконечны.
Далее расставить приоритеты. Что в первую очередь, а что и попозже. Например, в библиотеку лучше пойти днем, но никак не откладывать такой визит на ночь. Стихотворение же можно учить и в транспорте. Тогда успеется все, и время свободное останется – как приятное на десерт.
Сделанное – вычеркивать. Этот момент очень нравится ребенку, он чувствует удовлетворение, радость, с воодушевлением берется за следующее дело.
Можно баловать подростка за каждое выполненное дело – только сразу, не откладывая даже на завтра. Каким образом – обсудите с самим ребенком. Может быть, это будет небольшая шоколадка, а может – если сделал, например, сам все уроки, заданные на следующий день, – и поход вечером в кино.
Организуйте оптимальный режим дня. Но не авторитарно, расписав день ребенка на свой взгляд взрослого человека и предъявив ему такую директиву, а вместе с ним.
Ориентируйте любимое чадо на выполнение дел, особенно сложных и достаточно однообразных, как можно раньше, не откладывая на вечер, тем более поздний. Такие ребята стараются дотянуть до вечера, по опыту зная, что в это время они ни за что не будут выполнять даже самые простые, допустим, уроки, а угрызения совести к тому времени уже притупляются от усталости и желания спать.
И не делайте жизнь любимого чада невыносимой своими непомерными требованиями. Пусть ему будет не страшно просыпаться утром. Ведь впереди его ждет интересный день, удивительная жизнь!
Интересной особенностью прокрастинации является то, что мы в приравниваем ее к «лени» и «трате времени», т. е. оцениваем ее как негативное свойство - то, что немедленно нужно исправить или предотвратить. В одной из статей в New Yorker’е объясняется насколько пагубной может быть прокрастинация, с психологической точки зрения:
«Сущность прокрастинации состоит в неделании того, что вы (по вашему мнению) должны делать - это серьезная психологическая западня, когда привычка властвует над человеком. Феномен прокрастинации: несмотря на то, что она заставляет нас избегать выполнения неприятных задач, потворство прокрастинации не делает людей счастливыми».
Одно из исследований прокрастинации продемонстрировало, что 65% опрошенных студентов знали о том, что прокрастинация заставит их почувствовать себя несчастными и желали бы её избежать. Но на самом деле, прокрастинация могла бы помочь нам делать больше - по крайней мере, больше важных вещей. Давайте посмотрим как на самом деле работает прокрастинация и почему все не так плохо.
Почему мы прокрастинируем
Состояние прокрастинации возникает из-за двух борющихся процессов в нашем мозге.
Первый - это лимбическая система, является подсознательной зоной и отвечает за центр удовольствий.
Второй процесс рождается в префронтальной коре, которая известна как внутренний органайзер.
Лимбическая система борется за кратковременные удовольствия, а префронтальная кора борется за долгосрочные перспективы.
Доктор Тимоти Пичул, автор книги " Справочник прокрастинации", написал:
«Префронтальная кора - это часть нашего мозга, которая отличает нас от животных и контролируется импульсом. В отличие от лимбической системы, чтобы запустить механизм и заставить выполняться команды, нам нужно подать сознательный сигнал.
Лимбическая система вступает в силу самостоятельно, как только мы думаем о проблеме, и делает все, чтобы мы чувствовали себя лучше - т. е. включается прокрастинация».
Известный предприниматель и инвестор Пол Грэхэм повстречал на своем веку большое количество прокрастинаторов. И заметил, что наиболее впечатляющие люди среди его знакомых были жуткими прокрастинаторами. Пол вывел несколько теорий по поводу того, почему мы откладываем наши дела.
Одна из них указывает на отсутствие связи между работой над важными проектами и вознаграждениями, которые мы получаем при их окончании:
«Если ты работаешь над чем-то, что ты в состоянии закончить в течение дня-двух, то ты ощущаешь приятное чувство от скорого завершения задания. Если же награда где-то в неопределенном будущем - это кажется уже менее реальным».
Во второй теории Пол указывает на те страхи, которые сопровождают выполнение очень больших и важных проектов:
«Большие проблемы пугают. Сталкиваясь с ними, испытываешь почти физическую боль».
Нам всем приходилось через это пройти. Вместо того, чтобы начать работать над большим проектом, нас неожиданно захватывает текущая работа, да так, что не отвлечься. Это происходит потому, что нас сдерживает страх перед неминуемыми проблемами, связанными с началом почти любой большой работы; включается лимбическая система, защищая от неприятных вещей, которых мы боимся.
Прокрастинация: добро или зло?
Большинство из нас воспринимают прокрастинацию, как нечто плохое. Можно найти сотни книг и статей, рассказывающих как вылечить или побороть этот недуг. Но как говорит Пол Грэхэм: вылечить прокрастинацию невозможно.
«И не важно над чем вы работаете, вы не работаете над всем остальным. Вопрос не в том, как избежать прокрастинацию, а как сделать ее продуктивной».
Пол разбил прокрастинацию на три вида, в зависимости, что вы делаете вместо выполнения работы:
- Ничего не делаете
- Делаете что-то менее важное
- Делаете что-то более важное
Понятно какой из типов прокрастинации действительно может быть нам полезен. Вместо того, чтобы размениваться по мелочам, отвечать на письма, или заниматься домашними делами, лучше сфокусироваться на более важной работе.
С другой стороны, профессор Стендфордского университета Джон Перри в газете «Huffington Post» писал, что второй тип прокрастинации приводит нас к тому, что мы делаем важную работу лучше, когда мы до нее наконец добираемся. Так как большинство прокрастинаторов по сути перфекционисты, которые желают сделать наилучшим образом самые важные задания, то откладывание весьма полезно:
«Оставить выполнение работы на последний момент позволяет сделать работу всего-навсего хорошо. В 99% случаев просто хорошо выполненная работа - это все, что от нас требуется».
Другая выгода от прокрастинации второго типа - это то, что мы зачастую занимаемся делами, которые на самом деле не очень важны. Если их отложить, они в итоге все равно исчезнут, и мы спасем себя от ненужной работы.
Хорошая прокрастинация
Существует несколько теорий как направить нашу прокрастинацию в мирное русло.
1. Теория Пола Грэхама о полезной прокрастинации.
Когда мы отлыниваем от не слишком важной работы - мы можем потратить больше времени на более важную работу. Жизнь современного человека хорошо демонстрирует прокрастинацию:
«Дел намного больше, чем мы в состоянии выполнить. Каждый, кто выполняет работу на отлично, для этого бросает недоделанными множество мелких заданий. И мне кажется неправильно чувствовать себя плохо из-за этого».
Существует важный довод почему стоит оставлять недоделанной рутинную работу: хотя бы для того, чтобы завершить более важные проекты. Для важных дел обычно нужны две вещи, которых суета или рутина не требуют: огромное количество времени и необходимое настроение. Когда мы воодушевлены работой над чем-то важным, было бы глупостью растрачивать это настроение на выполнение неважных заданий, которые, как нам кажется, все равно нужно сделать. Возможно направляя энергию на крупные задачи когда у нас есть силы, мы не поддерживаем в должном порядке домашние дела или менее приоритетные задачи, но может так и надо делать?
Работая над амбициозным проектом, ты получаешь реальное удовольствие, плывешь с надутыми парусами, хоть и оставляешь нужные вещи несделанными.
2. Теория Джона Перри: упорядоченная прокрастинация
Идея состоит в том, чтобы обмануть себя. И пока нам кажется, что мы работаем над менее важными задачами, избегая более крупных, мы на самом деле обманываем себя, выполняя более важные дела.
Это сложная для понимания схема означает следующее.
Мы всегда мысленно формируем для себя рейтинг важности дел. Самые срочные и важные находятся во главе списка, правда, и другие важные дела тоже будут присутствовать. Настоящие прокрастинаторы, как правило, будут стараться избежать более важных и сложных (вызывающих страх) задач, находящихся во главе списка дел, в пользу более легких и мелких.
Постарайтесь добавлять в первые строчки вашего списка те задания, которые кажутся невероятно важными и срочными, но на самом деле могут быть или отложены на потом или вообще не выполнены. Сложность заключается в том, чтобы заставить себя поверить, что эти задания очень важные и сложные, таким образом, вы выполните другие дела вашего списка, только бы избежать выполнения этих.
Если вам удастся применить эту стратегию, вы будете удовлетворены тем, что вы делаете больше, при этом оставаясь продуктивным прокрастинатором.
Упорядоченная прокрастинация - это своего рода фантазия, как если перевести часы на двадцать минут вперед. Ты знаешь, что сделал это, но притворяешься, что нет.
В 1930 году Роберт Бэнклей написал уместное здесь высказывание:
«Каждый может сделать очень много, особенно если это не то, что он должен делать сейчас».
3. Теория Чендлера: устанавливайте правила
Романист и сценарист Раймон Чендлер понял свои особенности прокрастинации и установил для себя ряд правил, для того чтобы помочь себе разделаться с работой. Он заставлял себя писать, ежедневно откладывая время письма и соблюдая два основных правила:
- Ты не должен писать
- Ты не должен делать ничего другого.
Чтобы избежать скуки ничегонеделания по четыре часа в день, он стал очень плодовитым писателем. И объяснил, как эта стратегия применяется в школах на детях:
«Если ты заставляешь детей сидеть тихо, они выучат что-то только для того, чтобы не заскучать».
Распространеная ошибка прокрастинаторов
Прокрастинаторы зачастую пытаются уменьшить свои обязательства, надеясь, что с меньшим списком дел они смогут сделать больше. Такие действия только отдаляют прокрастинатора от важного источника мотивации: исчезает выбор между более важными и неважными задачами. Когда в твоем списке дел всего несколько задач, то ты просто отложишь их все.
Это верный способ стать «диванным бойцом», а не активным индивидуумом.
Исследования доказывают, что прокрастинация это не такая уж редкость, и не обязательно порок. Научившись управлять своей склонностью к прокрастинации, мы сможем превратить ее в достаточно действенный инструмент.
Перевод : Екатерина Короленко для Литнес.ru, .