Хромированные детали пользуются спросом среди автолюбителей – они блеском красят автомобиль и выделяют его в транспортном потоке. Хром дорогостоящий материал, который подвергается коррозии, как и другие современные металлы. Для него характерно последовательное потускнение и хрупкость, и нужно бережно ухаживать за хромированными деталями.
Дорогостоящие очистительные средства финансово доступны не каждому, а дешевые аналоги низкого качества содержат агрессивные химические вещества, которые ускоряют разрушение материала. В этой статье будет рассмотрен процесс ответа на вопрос «как убрать ржавчину с хромированной детали» с использованием подручных средств.
Проблема разрушения хромированного, наравне с лакокрасочным покрытием, вечная беда автовладельцев. Появление ржавчины необратимо, но срок ее образования зависит от ухода за машиной. Основные причины быстрого образования коррозии:
- Суровые дорожные условия (грязь, перепады температуры);
- Механические повреждения покрытия (царапины и трещины от гравия или неудачной парковки);
- Неподобающий уход (мойка сильнодействующими веществами, использование грубого материала), создающий микротрещины.
Вследствие присутствия этих факторов материал быстрее разрушается, чем способствует ускоренному появлению налета и ржавчины.
Для хромированной поверхности характер ряд признаков, которые явно указывают на потерю исходных качеств материала:
- Потускнение цвета;
- Разноцветные разводы;
- Сильное залипание грязи, несвойственное материалу.
Даже хорошо отполированная и лакированная деталь спустя полгода теряет внешний блеск и выделяется как элемент тусклого цвета на фоне яркой окраски машины.
Если обнаружился один из описанных признаков, высока вероятность, что за грязью и жировыми следами, особенно в труднодоступных местах, образовалась ржавчина. Для ее удаления потребуется провести ряд мероприятий по очищению поверхности от инородных веществ, а после восстановить потерянные качества.
Подготовка к удалению ржавчины с хромированной детали
Задача усложняется тем, что хром тонкий материал, и локальный участок ржавчины разрушительно влияет на остальную поверхность детали. Причем масштаб распространения ржавчины сложно оценить, не проведя очищение от грязи и жиров, за слоями которых она может скрываться. Чтобы начать удаление ржавчины, надо соблюдать несколько правил, которые касаются свойств хрома:
- Запрещены резкие перепады температуры, т.к. она способствует ускоренному разрушению материала;
- Не использовать солесодержащие средства;
- Категорически запрещено использование ткани для очищения с шероховатой поверхностью.
Если ржавчина не разрушила полностью слой и не начала распространение по металлу за покрытием, для удаления не потребуется больших усилий.
Очищение от грязи
Перед основными работами требуется освободить поверхность от грязи и жиров, накопившихся за время эксплуатации авто. Требуется подготовить теплую воду или бензин и промыть поверхность хромированной детали до основания, проведя процедуру несколько раз. В идеале лучше удалить грязь садовым шлангом. Следующая задача – протереть деталь досуха фольгой или мягкой тряпкой. Если остался налет или грязь в труднодоступных местах – почистить зубной щеткой.
Локализация
Когда присутствует ржавчина, без защитных средств не обойтись. Выше упоминалось, что коррозия наносит вред соседним участком, для предотвращения которого потребуется лакировать поверхность. На время удаления можно использовать воск или полироль. После процедуры локализации сразу нужно приступать к удалению ржавчины.
Удаление
Ржавчина успешно очищается как подручными средствами, так и специализированными очистительными материалами. Если деталь в общедоступном месте, используется мел или стиральный порошок, которые долго, но надежно удалят инородные вещества. Материалы не несут разрушительного действия на хромированную поверхность и безопасны. Нужно сухой тряпкой тщательно проводить по крайним участкам ржавчины, не задевая целую поверхность. Когда она распространилась в труднодоступном участке – для чистки используется зубная щетка. Это качественно удалит небольшой налет ржавчины.
Если коррозия полностью разрушила слой до основания, можно без опасения применять агрессивные средства – хлор и соду. Эти материалы быстрее удаляют налет, но требуют ювелирной точности и большой силы натирания, т.к. отрицательно влияют и на хромированную поверхность. Для облегчения процесса и сокращения времени рекомендуется воспользоваться аэрозольным средством WD-40, которое справляется с налетом в труднодоступных местах.
Очищение используемых веществ
Если правильно пояснять – ржавчина не удаляется, а размягчается, и на очищенной поверхности остаются следы от нее и очистительных материалов, которые требуется удалить. Если для устранения налета применялись сухие реагенты – очистить поверхность можно зубной щеткой (новой, которая не использовалась для удаления ржавчины).
Восстановление разрушенного слоя
Для придания гладкой формы детали и устранения неровностей, возникших от коррозии, используются специальные пасты на керамической основе. Такой материал служит заменителем хромированной поверхности и отлично сочетается с натуральным материалом. Материал легко наносится и восстанавливает внешний вид детали в течение дня. Грунтовые свойства керамопасты позволяют заполнить большие участки разрушения толщиной в несколько миллиметров. Ее можно приобрести в любом автомобильном магазине.
Когда восстановлены исходные качества хромированной детали, требуется хорошая защита. Для использования дешевого временного средства послужат лакированные средства, которые уберегут покрытие от реагентов и температурных скачков в течение месяца, а также восстановят блеск детали. Со временем потребуется выбрать надежное средство защиты от ржавчины, которое описывается ниже.
Способы предотвращения коррозии
Возникновение ржавчины теоретически невозможно предугадать, только обнаружить по факту наличия. Коррозия – естественная проблема любых материалов, от которой невозможно никуда деться. Единственный способ предотвращения ржавчины – ее недопущение.
В качестве защитных мер используются два метода, которые многократно продлевают ресурс хромированной детали:
- Хромированную поверхность требуется покрывать защитной виниловой пленкой. Кроме образования коррозии, она защитит деталь от механических повреждений и царапин, которые тоже способствуют образованию ржавчины. Обклеенную деталь требуется часто мыть, а пленку менять каждые четыре месяца на новый слой.
- Альтернативой может служить полировка и лакирование хромированной поверхности. Эти вещества эффективнее защищают покрытие от агрессивных веществ и перепадов температуры, но не способны уберечь от гравия и пыли.
Какой из перечисленных способов лучше – выбор за автолюбителем. В городских условиях качество дорог выше, гравий исключается. При этом дорожное полотно часто обрабатывается реагентами, выбор защиты поверхности от коррозии очевиден. В сельской местности ситуация обратная и правильным станет наложение виниловой пленки.
Нужно учитывать эксплуатацию и расположение хромированной детали. Например, расположенные внизу подкрылки и бампера претерпевают изос сильнее, чем ручки дверей и эмблема марки автомобиля. Защитные средства рекомендуется менять спустя несколько месяцев. Сначала нужно будет удалить старый слой и оставшиеся следы от клея и лаков. Тщательно отполировать освобожденную поверхность и наложит новое покрытие на все хромированные детали.
На мотоциклах и машинах довольно много хромированных деталей, но, к сожалению, хром в отличие от никеля является декоративным покрытием и плохо подходит для защиты металла от коррозии. В связи с этим, из-за небрежного хранения со временем хром тускнеет и покрывается бурыми точками ржавого налета. Если не принять меры, то коррозия металла под гальваническим покрытием достигнет такой стадии, когда хром будет просто отваливаться и тогда уже невозможно будет вернуть его в приличный вид в домашних условиях. Для этого потребуется очищать металл от старого покрытия и гальваническим методом наносить новый слой хрома или никеля.
Чтобы такой проблемы избежать, необходимо бережно следить за состоянием мотоцикла или машины вообще и хрома на нем в частности. Для начала, желательно бы не допускать той ситуации когда техника начинает ржаветь – сейчас в продаже имеется огромное количество полиролей, восков, полимеров для защиты эмалей и покрытий от влаги, грязи и т.п. Так что не стоит забывать про своевременную мойку и уход за Вашей техникой…
Но бывают ситуации, когда ржавчина на хроме неизбежна, например, как в случае с большинством наших раритетов с двигателем внутреннего сгорания – многим из них уже больше полувека и практически все это время они хранились в старых сараях с земляным полом, протекающими крышами или вообще под открытым небом. Чистую тряпку и ведро воды некоторые из них видели разве что во снах…
И так, Вы обнаружили на хромированных деталях Вашего мотоцикла пятнышки ржавчины. Что же делать? Для решения проблемы существует несколько довольно простых способов, доступных каждому:
Газировка и фольга
Налейте на прокорродировавшую деталь газировки, подождите несколько минут и начинайте тереть куском фольги (подойдет например от шоколадки). В данном случае газировка выступает как источник угольной кислоты, вступающей в реакцию с ржавчиной, а фольга – это вроде мягкого напильника, ее задача счистить и затереть то, что прореагировало с кислотой.
- Плюсами этого метода является его доступность, дешевизна и скорость.
- Минусами – невозможность устранить глубокие пятна коррозии, т.е. после очистки в скором времени ржавчина может появиться снова. Да и фольга может немного поцарапать хром и с каждой такой чисткой он будет все тусклее.
Туалетный утенок
Наливаете это моющее средство (или любое другое на основе органических кислот) в емкость и погружаете туда деталь на некоторое время. Ржавчина сходит очень хорошо, да и хром особо не страдает, поскольку органические кислоты недостаточно сильны для того чтобы реакция проходила быстро — хром особо не пострадает. Но тут главное не передерживать, а то помутнеет.
- Плюсы: дешево и сердито, глубоко проникает и качественно стравливает ржавчину.
- Минусы: можно испортить покрытие если долго держать или если средство очень концентрированное.
Орто-фосфорная кислота
На основе этой кислоты делаются разнообразные преобразователи ржавчины, иногда они еще обладают цинкующим эффектом, что очень хорошо. Принцип действия такой: мажем проблемный участок кислотой или преобразователем ржавчины, ждем несколько минут, смываем все начисто.
- Плюсы: качественная очистка ржавчины с пассивирующим или цинкующим эффектом. В месте где кислота реагировала с металлом образуется оксидная пленка, очень устойчивая к воздействию внешней среды.
- Минусы: Кислота довольно агрессивна к самому хрому и может его попортить если передержать, а если уж совсем надолго оставить деталь в кислоте, то она может вытравить глубокие раковины.
Средства для очистки хрома
Специальные средства для очистки хрома, например WAX TURTLE Silver Chrom. Такие средства тоже содержат в себе кислоты, а так же разнообразные полимеры для защиты очищенной поверхности от внешнего воздействия.
- Плюсы: удобно использовать, хорошо очищают от ржавчины, защищают очищенную поверхность.
- Минусы: Такие средства стоят чуть подороже перечисленных выше.
Подводя итог, можно сказать что очистка хрома от ржавчины не сложное и не очень хлопотное занятие. Самое главное все делать аккуратно и осторожно. Ну а лучше всего – не доводить ситуацию до того состояния, когда надо задумываться о том, как бы вернуть первозданный вид.
Со временем, на поверхности металла возникают крошечные впадинки, которых невооруженным глазом не видно, но из-за которых на
хроме образовывается ржавчина. Они открывают материал под хромом воздействию кислорода, происходит окисление и как следствие - на поверхности возникает ржавчина. Другие факторы, которые не дают хрому засиять всем своим великолепием - мыльная пена, плесень на сантехнике, пыль и грязь в любой форме. К счастью, почти всегда хром можно отмыть, вернуть к прежнему состоянию и защитить от дальнейшего повреждения легко и недорого. Читайте далее и вы узнаете, как очистить хром и устранить ржавчину, не прибегая к помощи дорогих очистителей.Шаги
1. Приучите себя регулярно мыть, поддерживать блеск и надлежащее состояние хромированных поверхностей. Для этих целей используйте недорогие многофункциональные очищающие средства или жидкости для очистки стекла (Мистер Мускул, Help, Clin и т. д.). Потрите хром мягкой тряпкой. Натуральные альтернативы готовым средствам - пищевая сода и газированная вода.
2. Мыльную пену с хромированных частей сантехники рекомендуется устранять использованными антистатическими салфетками или кулинарным спреем. Распылите кулинарный спрей на запачканную мылом поверхность и вытрите мягкой тканью.
3. Смешайте пищевую соду и воду, чтобы получилась паста. Нанесите ее на поверхность и оставьте на несколько минут, чтобы мыльная пена сошла. Вытрите мягкой влажной тканью.
4. Наполните полиэтиленовый пакет или пакетик для бутербродов уксусом. Закрепите пакет поверх хромированных деталей сантехники резинкой. Если детали маленькие - бросьте их внутрь пакета. Оставьте на несколько часов или на всю ночь. Уберите пакет и протрите хром.
5. Помойте и отполируйте хромированные детали средством для очистки металла. В принципе, вам подойдет любое средство для металлических поверхностей, на котором будет указано: “очистка, защита и полировка”. Например, Doctor Wax или Metal Polish. Дорогого средства хватит надолго - с ним вам не придется повторять очистку чаще одного раза в неделю. Когда будете применять выбранное вами средство, проследите, чтобы помещение хорошо проветривалось, и держите очиститель подальше от детей и животных.
6. Чтобы очистить хром и устранить легкие следы
ржавчины , в равных пропорциях смешайте соль и лимонный сок.7. Обмокните алюминиевую фольгу в колу. Протрите хромированные поверхности фольгой, устранив таким образом ржавчину.
8. Испробуйте любые бытовые средства, в которых есть кислота, чтобы удалить ржавчину. Уксус, лимонный сок и кола - несколько примеров. Чтобы устранить ржавчину, воспользуйтесь тряпкой или металловатой (стальной ватой).
9. Воспользуйтесь металловатой (стальной ватой), чтобы устранить стойкие пятна ржавчины и не повредить поверхность. Сама по себе металловата не справится, но ее можно совместить с покупными или домашними средствами для очистки, от особо стойкой ржавчины.
10. Чтобы избежать повреждений металла, внимательно выбирайте то, чем будете наносить очищающее средство. Тряпка и металловата подойдут лучше всего. Наждачную бумагу (любой зернистости) использовать нельзя - она оставит царапины. Не пытайтесь очистить хром абразивными средствами. Каждая новая царапина лишь увеличит доступ кислорода, что усилит
процесс ржавления .11. Нанесите защитный слой полировки для хрома, спрея от ржавчины или глубоко проникающей смазки вроде NANOPROTECH, Nordtech, Prolong и т. д. Хотя при покупке этих продуктов вы потратите больше денег, в долгосрочной перспективе это окажется выгоднее, так как значительно уменьшит износ поверхностей и убережет вас от дорогих процедур устранения ржавчины.
12. Если все ваши попытки провалились, проконсультируйтесь с профессионалами о том, как вам устранить ржавчину без помощи дорогих средств. Если хромированные элементы нельзя заменить, специалист может посоветовать вам средства, соответствующие вашему бюджету.
13. Покрасьте хромированное покрытие, которое нельзя восстановить, предотвращающим ржавчину краской-спреем, например, Rust-Oleum. Краску в баллончиках по доступной цене можно купить в магазинах товаров для дома, хозяйственных магазинах или на рынках. Такая краска бывает самых разных оттенков, в том числе она может и имитировать металлическое покрытие. Покрыв краской поверхность, вы предотвратите ее от дальнейшего ржавления.
ВНИМАНИЕ!!! Данная статья является ознакомительной и не служит инструкцией по применению.
Что вам понадобится
Мягкие тряпки
Металловата (стальная вата)
Пищевая сода
Газированная вода
Кислотные вещества: лимонный сок, кола, уксус
Средство для очистки металла
Защитный спрей для хрома или глубоко проникающая смазка
Краска в баллончиках “Rust-Oleum”
Лимонный сок
Соль
Оловянная фольга
Кола
Несмотря на то что хром является одним из самых твердых элементов в природе, покрытие в процессе эксплуатации неизбежно получает различного рода дефекты. Рассмотрим, как восстановить хромированные детали, почистить, отполировать, а также предотвратить дальнейшее разрушение хрома.
Дефекты покрытия
Хромовое покрытие – это тонкий слой хрома, который наносится на металлическую поверхность, зачастую предварительно покрытую слоем никеля, посредством гальваники. При хромировании пластика, то есть диэлектрика, поверхность обрабатывается механически для создания адгезии, затем наносится предварительный токопроводящий слой. Поверхность становится менее уязвимой к механическим воздействиям, а в случае с металлом еще и защищенной от коррозии. На качество покрытия влияет технология хромирования. Но даже самый качественный хром со временем может получить различного рода повреждения:
К повреждениям хромированных элементов, которые поддаются восстановления в домашних условиях, не относятся: отслаивание верхнего слоя покрытия либо хрома вместе с никилеевой подложкой, отсутствие хрома на углубленных участках изделия или вокруг отверстий. Такого рода дефекты являются заводским браком, возникающим вследствие нарушения технологии или использования некачественных реагентов. Для восстановления таких деталей автомобиля потребуется полное удаление старого покрытия и нанесение нового слоя хрома. Несмотря на трудоемкость и затратность процесса, – вполне осуществимая задача. Рассмотрим поэтапно восстановление всех видов повреждений.
Удаление коррозии
Хром хорошо защищает металлические поверхности от ржавления, но и сам подвержен коррозии. Способствуют этому агрессивные реагенты, использующиеся для дорог в зимнее время года.
Сквозная коррозия, при которой происходит полное разрушение слоя хрома, восстановить можно только повторной обработкой детали. Также не подаются реставрации участки, на которых ржавление металла привело к отслоению хромового слоя.
Во всех остальных случаях для удаления коррозии детали можно использовать:
- смесь пищевой соды, порошкового очистителя для газовых плит и теплой воды. Для приготовления разведите в пропорции 1:1 соду и порошок, а затем добавьте воды, перемешивая до пастообразного состояния;
- в качестве заменителя пищевой соды можно использовать лимонную кислоту и обычную соль в пропорции 1:1. С небольшими очагами коррозии справится Кока-Кола;
- WD-40 (в простонародье называемая «вэдешкой»);
- специализированные очистители для хрома. К примеру, Soft99 Chrome Cleaner или средство от Doctor Wax (DW8317), «Очиститель хрома» от GRASS и т.д. Производители средств заверяют, что состав их химических реактивов и мелкий абразив способны не только снять окислы и помутнения, но и создать защитную пленку. Так вы сможете защитить детали от дальнейшего разрушения. Часто такие средства позиционируются, как полировальные пасты для удаления помутнений и потертостей. Поэтому при большом количестве коррозии их рекомендуется использовать в качестве финальной стадии придания товарного вида.
Порядок действий
Для очистки хромированных деталей часто используется фольга или металловата (стальная вата), за неимением можно использовать обычную губку.
Ни в коем случае не используйте наждачную бумагу. Так вы снимите слишком большой слой хрома и наделаете царапин, повредив тем самым детали еще больше. К тому же вы дополнительно «оголите» поверхность, открыв очаги коррозии для доступа кислорода и влаги.
Удаление ржи начинается с тщательной очистки хромированных деталей и примыкающих зон от загрязнений, битумных пятен, жировых отложений. Можете использовать автомобильный шампунь (без воска), специальные средства для удаления битумных пятен, пенный очиститель двигателя и обычный растворитель для обезжиривания.
Для применения покупных очистителей хромированных деталей достаточно капнуть несколько капель на ветошь и тереть поверхность до появления блеска. Если вы используете свое средство, изготовленное из кислот и солей, то его нужно нанести на поверхность, оставив на несколько минут для химической реакции. Чтобы очистка была более эффективной, протирайте деталь мягкой стороной губки для мытья посуды; удалить ржу из углублений, пазов или стыков можно с помощью зубной щетки. Лучше проделать данную процедуру несколько раз. Так вы сможете контролировать воздействие химических элементов на деталь. Чрезмерно агрессивный состав, оставленный на продолжительное время, приведет к разрушению излишнего слоя хрома.
Полировка
Вернуть хромированным элементам первоначальный блеск и удалить мелкие царапины можно с помощью полировки. В качестве полировальной пасты можно использовать пасту ГОИ, которая в зависимости от размера абразивных частиц представлена в нескольких вариациях (NN 1-4):
- NN 4 – наиболее грубый абразив. Подойдет для снятия окислов и сошлифовки глубоких царапин с детали;
- NN 3 – средний абразив, который даст ровную матовую поверхность без шероховатостей;
- NN 1-2 – номера для чистовой обработки. Полировка придаст изначальный блеск и гладкость.
Количество необходимых номеров пасты ГОИ зависит от степени повреждения хромированной детали. Для качественного восстановления будет достаточно NN 1-3. Чаще всего пасту можно встретить в брусках, поэтому при полировке допустимо использовать пару капель чистого моторного масла. Дверные ручки после полировки нужно почистить, если на них останутся маслянистые отложения. Для других элементов моторное масло создаст защитную пленку, что убережет хромированные элементы автомобиля от реагентов.
Среди косметики для автомобилей можно найти специальные полироли для хрома. К примеру, Doctor Wax (DW8317), Chrome Polish от Sapfire, Liqui Moli Chrom-Glanz-Creme или аналогичные средства в линейке других производителей.
Для ручной полировки достаточно нанести состав на хлопковую ткань или микрофибру и натереть поверхность до блеска. Наиболее качественно отполировать поверхность можно с помощью машинки для полировки либо специальных полировочных кругов с переходником под шуруповерт. Желательно полировать деталь в два этапа:
- войлочным кругом на средних оборотах;
- фетровым или мягким поролоновым кругом (обычно черного цвета) для придания финального блеска. Полировать нужно на средних оборотах. Чтобы не перегреть поверхности деталей, не задерживайтесь подолгу на одном месте; периодически поверхность можно смачивать чистой водой.
Перед тем как отполировать хромированные детали автомобиля, тщательно очистите поверхность от грязи.
Альтернативные методы
Если реставрация хромированных элементов своими руками не дает положительных результатов, можно стилизовать деталь под хром с помощью виниловой пленки. Такой метод позволит вернуть блеск хромированных элементов автомобиля без трудоемкой гальванической обработки. Среди производителей пленки с эффектом хрома можно выделить:
Не стоит ожидать от дешевой китайской пленки эластичности и зеркального эффекта, также некачественная пленка может со временем вздуться или отклеится по краям. Стоит учесть, что по сравнению с обычными виниловыми материалами, оклейка хромированной пленкой имеет ряд особенностей. Преимущество такого восстановления в том, что появляется возможность выбора цветового оттенка хромированного покрытия. Поэтому при желании произвести работы своими руками выбирайте только качественные материалы – так шансы на повторение оригинального хрома значительно выше. Если на старой детали происходит отслоение хрома либо крупные трещины и очаги коррозии, то для получения гладкой поверхности весь старый хром придется удалить. Для этого можно использовать абразивные установки (к примеру, пескоструйный аппарат) или химические растворы.
Вторым альтернативным вариантом является химическая металлизация. Несмотря на то что покрытие дешевле гальванического метода формирования хрома, уровень качества вполне приемлем. Обработка происходит с помощью специального оборудования, поэтому выполнить восстановление хромированных деталей своими руками будет крайне затратно.
Выполнить восстановление хрома, ранее нанесенного на поверхность металлического или пластикового изделия, не так просто. Несмотря на высокий уровень развития современных технологий, по-настоящему эффективных методов решения такой задачи не так много. Особенно трудно провести процедуру восстановления хрома в домашних условиях.
Нанесение слоя хрома на изделия различного назначения осуществляется для того, чтобы не только улучшить их декоративные характеристики, но и сформировать на них надежное защитное покрытие. Хромированные детали хорошо защищены от коррозии, кроме того, слой хрома увеличивает их прочность и, соответственно, износостойкость.
Наиболее распространенной технологией, по которой на изделие наносится хромовый слой, является гальванический метод. Данный способ предполагает обработку детали в электролитическом растворе, через который пропускается электрический ток, и позволяет сформировать на ее поверхности защитный слой хрома. Эту же технологию используют для восстановления хрома.
Как ухаживать за хромовым покрытием
Хромированные изделия сегодня можно встретить практически повсеместно, но чаще всего хром наносят на детали, используемые для комплектации автомобилей. Хромированные элементы автомобиля из-за особенностей эксплуатации транспортных средств подвергаются наиболее негативному влиянию внешних факторов. Именно поэтому уходу за такими деталями следует уделить особое внимание. Чтобы в дальнейшем не восстанавливать и не менять их при повреждении или утрате привлекательности хромового покрытия, достаточно следить за их состоянием и регулярно выполнять несложные профилактические работы. Выполнить такие работы в состоянии каждый автолюбитель, которого волнует внешний вид своего транспортного средства.
Для поддержания хромированного покрытия в первоначальном состоянии и профилактики повреждений, требующих его восстановления, его необходимо регулярно протирать поролоновой губкой или мягкой тканью, смоченной в теплой воде. Выполняя такие работы, нельзя использовать грубую ткань или жесткую губку, которые могут оставить на защитном слое мелкие царапины и потертости, что приведет к его потускнению.
Важно знать, что хромовый слой на поверхности изделия достаточно критично относится к перепадам температурного режима. Поэтому, чтобы исключить необходимость процедуры восстановления хрома, при эксплуатации автомобиля в холодное время года хромированные детали лучше всего защищать при помощи специального масляного спрея, а их очистку и обслуживание выполнять в условиях теплого гаража.
Очистка хромированных деталей
Любого владельца транспортного средства интересует вопрос о том, как почистить хромированную деталь деликатно, чтобы затем не заниматься восстановлением хрома. Для качественного проведения такой процедуры необязательно обращаться к специалистам, выполнить ее можно и своими руками, используя для этого простейшие средства:
- мел, измельченный до состояния порошка;
- нашатырный спирт;
- полироль для хрома;
- салфетки, изготовленные из микрофибры;
- обычную кока-колу.
Как очистить поверхность, покрытую хромом, и вернуть ей первоначальный блеск, используя такие нехитрые средства?
- Наиболее бюджетный вариант очистки хромового покрытия предполагает применение кашицеобразной смеси измельченного мела, зубного порошка и нашатырного спирта. Очищенная при помощи такой смеси деталь приобретает свой первоначальный блеск. Для сохранения блеска на длительный период обработанную поверхность желательно покрыть слоем бесцветного лака, который надежно защитит ее от мелких механических повреждений.
- Многие автолюбители предпочитают очищать хромовое покрытие при помощи кока-колы, что также является достаточно эффективным способом. Объясняется это тем, что в составе данного напитка содержится ортофосфатная кислота, которая обладает сильными окисляющими и, соответственно, чистящими свойствами.
- Полировка хрома выполняется при помощи специальных паст, которые можно приобрести в любом автомобильном магазине. Такая паста наносится на салфетку из микрофибры, при помощи которой и выполняется обработка.
Процедура восстановления хрома
Восстановление хромированных деталей является значительно более сложной процедурой, чем приведение в первоначальный вид окрашенных изделий. Качественно восстанавливать поврежденный хромовый слой можно только с использованием специального оборудования и расходных материалов, многие из которых невозможно приобрести в обычном хозяйственном магазине.
Поэтому в тех случаях, когда хромированный автомобильный диск или другой элемент автомобиля, покрытый хромом, необходимо восстановить, лучше всего обратиться к специалистам. Однако знать о том, как восстановить хромированное покрытие, чтобы придать ему первоначальную привлекательность и защитные свойства, будет не лишним для любого автолюбителя.
Выполняется процедура восстановления хрома следующим образом:
- Обычно хромированные покрытия требуется избавить от ржавчины, способной не только ухудшить их декоративную привлекательность, но и значительно снизить их защитные свойства: коррозия начинает активно поражать и основной металл, на который нанесен хром. Прежде всего с хромированного покрытия, подлежащего восстановлению, необходимо убрать следы коррозии, для чего используется шлифовальная машинка. При помощи такого инструмента с обрабатываемой поверхности следует убирать и все неровности, которые на ней имеются. На начальном этапе выполнения такой обработки на машинку устанавливается более грубый диск, который в дальнейшем заменяют на инструменты, выполненные из мелкого абразива. Финишная обработка с использованием шлифовальной машинки выполняется при помощи войлочного диска.
- Очищенный при помощи шлифовальной машинки элемент изделия, поверхность которого должна стать идеально гладкой, необходимо обезжирить. Для такой процедуры, выполнять которую можно несколько раз, если обрабатываемая поверхность сильно загрязнена жировыми и масляными пятнами, можно использовать бензин или керосин. На данной стадии обработки также удаляются различные загрязнения и налет.
- После обезжиривания необходимо убрать следы его выполнения и только после этого погружать изделие в ванну с электролитическим раствором для восстановления хрома.
- Чтобы реставрация хромированного покрытия была выполнена качественно, а слой хрома держался максимально долго, желательно выполнить технологическую операцию декапирования. Выполняется такая процедура в специальном растворе, состоящем из смеси соляной и серной кислот, в который и погружается обрабатываемое изделие. После декапирования деталь очень аккуратно извлекают из кислотного раствора и промывают теплой водой. Делать это следует при помощи щипцов.
- Сам процесс хромирования выполняется в ванне с электролитическим раствором, в состав которого входят хромовый ангидрид, хромин, криолит и нитрат натрия. Восстанавливать хром в электролите следует на протяжении 7–10 минут (длительность обработки зависит от температуры используемого раствора).
Собрать свой аппарат для восстановления хрома можно, но в домашних условиях, как правило, им можно обрабатывать детали, отличающиеся небольшими размерами и несложной формой.